Калифорнийский энцефалит: динамика и клиника заболевания


Активная циркуляция вирусов комплекса на обследуемой территории РФ обусловливает регулярную регистрацию заболеваний, вызванных этими вирусами. Более 7% всех сезонных лихорадочных заболеваний этиологически связаны с вирусами комплекса, а в некоторых природных зонах (южная тайга и смешанные леса) этот показатель увеличивается до 10-12%. Клиническая характеристика инфекций, вызванных этими вирусами, а также их клиническая классификация описаны в ряде работ.

В зоне смешанных лесов основная этиологическая роль наиболее часто принадлежит вирусу Инко (50,4%), а в зоне полупустынь (Астраханская область) - вирусу Тягиня (76,5%). Заболевания, вызванные вирусами в центре и на юге Русской равнины, начинают регистрироваться с середины мая, достигая максимума в июле - августе. Отдельные случаи были зарегистрированы в сентябре. Сезонная динамика заболеваемости в различных ландшафтных зонах коррелирует с сезонной динамикой зараженности комаров. У 183 (7,47%) из 2451 больных с диагностированными заболеваниями в летнее время подтверждена этиологическая роль вирусов комплекса. Этиологическая роль вируса Инко установлена в 64 (35%) случаях, вируса Тягиня - в 40 (21,9%), вируса ВЗБ - в 14 (7,6%). У 65 (35,5%) больных определялись почти равные титры нейтрализующих антител к вирусам комплекса, что не позволило дифференцировать этиологический агент, но принадлежность к серогруппе несомненна.

Заболевания регистририровали с мая по сентябрь: в мае выявлено 22 (12,02%) случая, в июне - 35 (19,13%), в июле - 67 (36,61%), в августе - 54 (29,51%), в сентябре - 5 (2,73%). Сезонная динамика во всех ландшафтных зонах была идентична: максимальное число заболеваний отмечено в июле-августе. Заболеваемость в виде спорадических случаев и небольших вспышек выявлялась повсеместно, но чаще в зонах тайги и лиственных лесов европейской части России и Западной Сибири. Большинство больных были в возрасте 15-40 лет, причем лица до 30 лет составили 52,5%.

Анализ клинической картины выявленных случаев показал, что у 79,8% больных заболевание протекало без признаков поражения ЦНС, у 20,2% - с синдромом острой нейроинфекции , у 8,9 % имелись клинико- рентгенологические признаки изменений в бронхолегочной системе.

При сопоставлении клинической формы и этиологического фактора выявлено, что вирусы Инко и вирусы Тягиня вызывают заболевания, протекающие как без поражения ЦНС (65,6 и 92,5% соответственно), так и с синдромом острой нейроинфекции, при которой ведущая роль принадлежала вирусу Инко - 34,4%. Этиологическая роль ВЗБ установлена в 14 случаях заболевания без симптомов со стороны ЦНС.

Наблюдали 83 больных с гриппоподобной формой болезни. Инкубационный период составил 7-14 сут. Были характерны острое начало, высокая температура тела , которая достигала максимальных цифр (39-40*С) у 98,9% больных уже в 1-е сутки. Длительность лихорадочного периода составила 4,48-0,30 сут. Одним из основных симптомов была интенсивная головная боль , которая появлялась с первых часов, зачастую сопровождалась головокружением , тошнотой (31,3%) и рвотой (21,7%). Продолжительность ее составила 3,62-0,26 сут.

При осмотре больных отмечали инъекцию склер (59,0(+-)3,4%), гиперемию лица и шеи (10,8(+-)3,4%), в ряде случаев (3,6%) - пятнисто-папулезную сыпь на коже туловища и конечностей. Нарушения верхних дыхательных путей характеризовались гиперемией слизистой оболочки ротоглотки (95,2(+-)2,3%), заложенностью носа и сухим непродолжительным кашлем (13,2(+-)3,7%). В легких при аускультации у 26,5(+-)4,8% больных определялись жесткое дыхание , сухие хрипы , усиление бронхососудистого рисунка на рентгенограммах. Среди симптомов со стороны ЖКТ наиболее часто отмечали снижение аппетита , боль в животе без четкой локализации с неустойчивым стулом (у 18,1% больных), небольшое увеличение печени с кратковременным повышением активности трансфераз в крови. У 8,9(+-)2,4% больных в клинической картине болезни ведущими являлись воспалительные изменения в бронхолегочной системе: бронхиты и пневмонии . Обращала на себя внимание выраженность интоксикации: высокая лихорадка (39,2(+-)0,21*С), тошнота и рвота (53,8% больных), явления менингизма (30,7%). Пневмония во всех случаях носила очаговый характер с полной регрессией воспалительных изменений через 14,44(+-)1,36 дня.

У 8% из 463 обследованных с острыми заболеваниями нервной системы ( серозный менингит , менингоэнцефалит , арахноидит , острый энцефаломиелит , серонегативный клещевой энцефалит ) установлена этиологическая роль вирусов комплекса: вируса Инко - 56,7(+-)8,1%, вируса Тягиня - 8,1(+-)4,5%, недифференцированных вирусов - 35,1(+-)7,8%. Возраст больных с поражением ЦНС колебался от 3 до 61 года, большинство (51,5%) составляли лица в возрасте 21-30 лет. Серозный менингит наблюдали у 29 больных, поступивших в стационар в среднем через 3,3 сут. Начало заболевание острое. Была характерна высокая температура тела с максимальными значениями в 1-й день болезни у большинства (58,6%) больных. Продолжительность лихорадочного периода составила 4,54(+-)0,05 сут с критическим (37,9%) или лестницеобразным (62,1%) снижением.

Головная боль отмечена у 100% больных, у 31% она сопровождалась головокружением . Рвота появлялась на 1-е (53,6%) или 2-е (46,4%) сутки и у 67,7% больных была повторной. Менингеальные признаки имелись у 96,5% больных, но в большинстве случаев были слабовыраженными, диссоциированными. Так, у 37,9% больных определялась только ригидность затылочных мышц . Продолжительность менингеальных признаков составила 3,50(+-)0,4 сут. Клеточный состав СМЖ (исследовали на 4,57(+-)0,54-е сутки болезни) лимфоцитарный, чаще трехзначный - до 500 клеток (55,6%); количество белка у 41,4% больных снижено (0,15(+-)0,02 г/л), у остальных соответствовало нормальным значениям (0,31(+-)0,01 г/л). У 34,5% наблюдаемых пациентов с синдромом острой нейроинфекции имелись клинико-рентгенологические признаки бронхита и очаговой пневмонии .

Менингоэнцефалит , вызванный вирусом Инко , характеризовался острым началом, быстрым развитием очаговой симптоматики ( атаксия , горизонтальный нистагм , нарушение координаторных проб ) на фоне общеинфекционного и менингеального синдромов, воспалительными изменениями СМЖ. Изменения на электроэнцефалограмме носили стойкий характер: отсутствие альфа-ритма, преобладание низкоамплитудной активности (до 10 мкВ), единичные тэта-колебания до 10-15 мкВ сохранялись в течение 3 лет (период наблюдения).

Таким образом, в клинической картине заболеваний можно выделить две основные формы: гриппоподобную с преимущественным поражением бронхолегочной системы и нейроинфекционную. При последней приоритетная роль принадлежит вирусу Инко .

По данным экспериментального заражения белых мышей, сирийских хомячков и обезьян при различных путях введения вируса наибольшая патогенность установлена у штаммов ВЗБ , промежуточная - у вирусов Инко , наибольшая - у вирусов Тягиня . Отсутствие данных о нейропатогенности ВЗБ для людей вероятно определяется весьма ограниченными наблюдениями в районах доминирования этого вируса (тундра и все ландшафтные зоны к востоку от р.Енисей). Близкий к нему антигенно и биологически вирус Ла-Кросс вызывает на севере американского континента тяжелую нейроинфекцию.

У большинства наблюдаемых больных заболевание ограничивалось общеинфекционными проявлениями и завершалось полным выздоровлением в течение 5-7 сут. Однако полиорганность поражения в результате вовлечения в патологический процесс бронхолегочной системы, почек, печени, ЦНС свидетельствует о возможности генерализации инфекции, что согласуется с данными экспериментального изучения на животных при различных путях заражения.

Смотрите также:

  • КАЛИФОРНИЙСКИЙ ЭНЦЕФАЛИТ