Клещевой энцефалит: эпидемиология


Эпидемиологическими исследованиями, проведенными в начальный период изучения клещевого энцефалита (КЭ), установлено, что заражение человека происходит при посещении им природного очага и он является тупиковой ветвью инфекции. Эти данные послужили основанием для выделения контингентов высокого риска заражения, куда входят лица таких профессий, как работники лесного хозяйства, лесозаготовители, строители дорог, ЛЭП, трубопроводов, геологи, военнослужащие. Преобладающим является трансмиссивный путь заражения через укус вирусофорного клеща, однако на эндемичных территориях встречаются случаи заболеваний, в т.ч. семейные вспышки, вызванные употреблением сырого, инфицированного вирусом КЭ козьего молока.

Заболеваемость КЭ имеет циклический характер с малыми 2-3-летними и большими 12-15-летними периодами подъема и спада, обусловленными изменениями лоймопотенциала очагов, зависящими от численности позвоночных хозяев и переносчиков вируса, формирования иммунной прослойки среди теплокровных животных как к вирусу, так и к слюне членистоногих, препятствующей накоплению в очаге вирусофорных клещей.

На протяжении второй половины XX века эколого-эпидемиологическая ситуация по КЭ в России претерпевала изменения. Значительно возросла численность переносчика в природе. Так, если в 1950-1960-х годах численность клещей Ixodes persulcatus в таежных ландшафтах Сибири составляла 5-15 экз./км и лишь в отдельных местах до 80 экз./км, то с конца 1970-х годов и в начале XXI в. во вторичных осиново-березовых лесах она достигала 500-900 экз./км. Рядом авторов как на территории России, так и за рубежом отмечено расширение ареала вируса КЭ. В этот период вблизи городов возникло большое количество антропургических очагов, характерной особенностью которых является высокая численность мышевидных грызунов и иксодовых клещей, включение в состав паразитарной системы несвойственных природным очагам сельскохозяйственных и домашних животных, систематическое посещение очагов населением.

Характерной эпидемиологической особенностью современного КЭ явилась преимущественная заболеваемость (до 80%) населения городов на эндемичной территории, которое должно рассматриваться в качестве основной группы риска. Часть заболевших КЭ лиц заражается в возникших в городских парках, скверах, на кладбищах очагах инфекции. На рубеже XX и XXI вв. в РФ отмечен наивысший с начала регистрации (1944 г.) уровень заболеваемости КЭ, равный 7 0/0000 . Наиболее высокая заболеваемость (40-60 0/0000 ) зафиксирована в ряде регионов Урала и Сибири.

Расшифровка в конце 1980-х годов первичной структуры генома вируса КЭ открыла возможности для исследований молекулярной эпидемиологии КЭ. Установлено три основных генотипа вируса КЭ: дальневосточный (генотип 1), европейский (генотип 2) и урало-сибирский (генотип 3). Показано преимущественное распространение каждого из них в определенных участках ареала. Генетические различия генотипов достаточно велики и сопоставимы с таковыми между некоторыми вирусами-членами группы вирусов млекопитающих, переносимых клещами. Некоторые авторы полагают, что влияние этого феномена на тяжесть клинических проявлений КЭ, а также эффективность вакцин и диагностикумов может быть значительным. На эпидемиологическую ситуацию большое влияние оказывает существование сочетанных природных очагов КЭ, иксодового клещевого боррелиоза и ряда риккетсиозов , возбудители которых переносятся одними и теми же видами клещей и способны вызывать тяжелые формы микст-инфекций.

Смотрите также:

  • КЛЕЩЕВОЙ ЭНЦЕФАЛИТ (ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИЙ ЭНЦЕФАЛИТ)