Правовое обеспечение профилактики туберкулеза


Специфическая профилактика туберкулеза - вакцинация БЦЖ - в нормативно-правовом отношении базируется на Федеральном законе N157-ФЗ "Об иммунопро-филактике инфекционных болезней" (принят Государственной Думой 17 июля 1998 г., одобрен Советом Федерации 17 марта 1998 г., подписан Президентом России 17 сентября 1998 г.) и Федеральном законе N91-ФЗ - О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"(принят Государственной Думой 14 нюня 2006 г., одобрен Советом Федерации 23 июня 2006 г., подписан Президентом России 30 июня 2006 г.). Эти акты устанавливают правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации. В соответствии с этими законами Национальный календарь профилактических прививок рассматривается как нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок (ст. 1). В ст. 9 определено, что Национальный календарь профилактических прививок "...включает профилактические прививки против, туберкулеза...".

Основные гарантии государства в области иммунопрофилактики (в том числе вакцинации БЦЖ) предусматривают (ст. 4):

- доступность и бесплатность профилактических прививок, включенных в национальный календарь в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения;

- социальную поддержку граждан при возникновении поствакцинальных осложнений;

- разработку и реализацию федеральных целевых и региональных программ;

- использование эффективных медицинских иммунобиологических препаратов, государственный контроль их качества, эффективности и безопасности.

При осуществлении иммунопрофилактики граждане имеют право на (ст. 5):

- получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях;

- выбор государственных, муниципальных или частных организаций здравоохранения либо граждан, занимающихся частной медицинской практикой;

- медицинский осмотр, а при необходимости и медицинское обследование перед профилактическими прививками, получение квалифицированной медицинской помощи в государственных и муниципальных организациях здравоохранения при возникновении поствакцинальных осложнений;

- отказ от профилактических прививок (который должен быть подтвержден в письменной форме).

Предусмотрена (ст. 11) возможность вакцинации БЦЖ в государственных, муниципальных или частных организациях здравоохранения либо гражданами, занимающимися частной медицинской практикой при наличии лицензий на медицинскую деятельность. Для проведения профилактических прививок необходимо согласие граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, а также отсутствие медицинских противопоказаний.

В ст. 18 закреплено право граждан на социальную поддержку при возникновении поствакцинальных осложнений в виде государственных единовременных пособий, ежемесячных денежных компенсаций, пособий по временной нетрудоспособности. Финансовое обеспечение их выплаты является расходным обязательством Российской Федерации.

Законами также установлены размеры государственного единовременного пособия при возникновении поствакцинального осложнения (10 тыс. рублей, а в случае смерти - 30 тыс. рублей; ст. 19), ежемесячных денежных компенсаций гражданам, признанным инвалидами вследствие поствакцинального осложнения (1000 рублей, ст. 20). Гражданин, у которого временная нетрудоспособность связана с поствакцинальным осложнением, имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка независимо от непрерывного стажа работы. Такое же право имеет один из родителей либо иной законный представитель несовершеннолетнего за все время болезни несовершеннолетнего, связанной с поствакцинальным осложнением (ст. 21).

Смотрите также:

  • НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ