Общее представление о педиатрии: введение


Педиатрия занимается вопросами здоровья новорожденных, детей более старшего возраста и подростков, их ростом и развитием, а также их возможностью достигнуть потенциал взрослого человека. В качестве врачей, которые взяли на себя ответственность за физическое, умственное и эмоциональное развитие детей с момента зачатия до совершеннолетия, педиатры должны изучать не только заболевания отдельных систем органов и нарушение биологических процессов, но также влияние социальных факторов и окружающей среды - важных аспектов здоровья и благополучия детей и их семей. Маленькие дети часто являются одними из самых уязвимых членов общества, поэтому их потребности требуют особого внимания.

Педиатрию выделили в отдельную специальность более столетия назад в связи с растущим убеждением медицинского сообщества в том, что болезни детей отличаются от таковых у взрослых и что ответная реакция ребенка на заболевание и стресс с возрастом меняется. Значение и сфера изучения педиатрии продолжают изменяться, но основные наблюдения сохраняют свою актуальность и поныне.

Заболевания детей и подростков существенно разнятся в зависимости от их национальности в связи с рядом факторов, которые нередко взаимодействуют. Эти факторы включают: распространенность и экологию возбудителей инфекционных заболеваний и их хозяев; климат и географию; сельскохозяйственные ресурсы и деятельность; образовательные, экономические, социальные и культурные аспекты; уровень индустриализации и урбанизации; во многих случаях - распространенность генов тех или других заболеваний.

В отдельных странах мира различаются не только заболевания, но и отношение к ним, что отражает местные заботы, потребности и деятельность. Оценка состояния здоровья любого сообщества должна начинаться с описания распространенности заболеваний и проведения научных исследований, оценивающих изменение заболеваемости с течением времени, а также в ответ на внедрение профилактических программ, выявление групп риска лечение и адекватное диспансерное наблюдение. По мере исследований и решения одних проблем здравоохранения им на смену приходят другие, привлекая внимание педиатров и исследователей. Естественно, с течением времени относительная значимость различных причин осложнений и детской смертности подвергается существенным изменениям.

В конце XIX в. в США из каждой тысячи рожденных живых детей около 200 могли погибнуть в течение первого года от таких заболеваний, как дизентерия, пневмония, корь, дифтерия и коклюш. Усилия педиатров, исследователей и пионеров общественного здравоохранения привели к лучшему пониманию происхождения и лечения многих заболеваний детского возраста, что позволило за последние 50 лет снизить детскую смертность с 75:1000 живых новорожденных в 1925 г. до 6,9:1000 в 2000 г. Большого снижения показателей смертности удалось добиться как у новорожденных (до 1 мес.), так и у младенцев (1-11 мес.). Вместе с тем основное снижение заболеваемости было достигнуто начиная с 1970 г. и обусловлено улучшением ухода за детьми с малой массой тела; при этом профилактики их рождения не проводилось. Большинство смертельных исходов у детей до года приходится на первые 28 дней жизни; в этот период большинство случаев смерти происходит в первые 7 дней жизни, а из 7 дней - в первый день жизни. В то же время все больше детей с тяжелыми заболеваниями и очень низкой массой тела выживают в период новорожденности, но погибают позднее от осложнений ( табл. 1.1(pdd) и табл. 1.2(pdd) ). Существует стойкое несоответствие между крайне высоким показателем смертности младенцев в первый год жизни по сравнению с остальными детьми.

Детская смертность в 2000 г. в США составила 2,3:1000 живых новорожденных (4,7:1000 для афроамериканцев и 1,9:1000 для детей белой расы). Основные причины смерти в этой возрастной группе сводятся к синдрому внезапной детской смерти , а также врожденным порокам, перинатальным патологическим состояниям, заболеваниям дыхательной системы, несчастным случаям и инфекционным болезням. К факторам риска у матери, которые коррелируют с повышенным риском рождения детей с малой массой тела, а также с числом осложнений и смертельных исходов по прошествии периода новорожденности, относят отсутствие мужа, подростковый возраст, большое количество детей в семье и менее 12 классов образования.

В развитых странах уже в начале XX в. предпринимались попытки борьбы с инфекционными заболеваниями, связанные с улучшением условий питания детей. Современные достижения в этой области привели к открытию публичных клиник для здоровых детей из малообеспеченных семей. Помимо острых инфекций и хронических состояний, связанных с недостатком энергии, витаминов, микроэлементов и белков, особое внимание должны привлекать острые нарушения питания и метаболические заболевания, сопровождающиеся диареей.

В середине XX в. произошла революция в детском здравоохранении - были открыты антибактериальные химиотерапевтитеские средства и антибиотики. По мере значительных достижений в профилактике и лечении инфекционных заболеваний, связанных также с научными и техническими достижениями, педиатры обратили внимание на широкий спектр других состояний, каждое из которых наблюдалось у немногих детей. К ним относят потенциально смертельные состояния и те заболевания, которые приводят к временной или постоянной инвалидизации и умственной отсталости : лейкозы , муковисцидоз , заболевания новорожденных , врожденные пороки сердца , генетические дефекты , ревматические заболевания , болезни почек , метаболические и эндокринные расстройства .

Последнее двадцатилетие XX в. ознаменовалось успехами в понимании патогенеза и создании новых способов лечения многих заболеваний благодаря достижениям молекулярной биологии, генетики и иммунологии. Кроме того, особое внимание было обращено на поведение и социальные аспекты детского здоровья, что привело к изменению некоторых особенностей ухода за детьми, а также внедрению обширных программ по профилактике жестокого обращения и плохого ухода зэ детьми и лечению их последствий. Психологи детского развития, детские психиатры, неврологи, социологи, антропологи, этнологи и прочие специалисты позволили нам по-новому взглянуть на возможности человека и оценить значимости таких факторов, как условия окружающей среды во время беременности, родов и детей младшего школьною зозраста. Вместе с тем в последние годы XX в. в развитых странах был отмечен новый всплеск заболеваемости инфекционных заболеваний, особенно туберкулеза и сифилиса , появление новых возбудителей (например, ВИЧ ) и заболеваний, связанных с современными методами лечения. Кроме того, в развивающихся странах сохраняются многие заболевания XX в., которые оказались практически изжиты в остальном мире - к способствующим факторам относят войну и голод. В табл. 1.3(pdd) представлены ведущие причины смерти детей различных возрастных групп в США за 1999г.

Здоровье и благополучие детей напрямую зависит от дохода в семье. Дети из бедных семей гораздо чаще испытывают недостаток в одежде и пише; они чаще болеют и гибнут, имеют болee низкие показатели стандартизованных тестов, чаще остаются на второй год обучения в школе, бросают школу, рожают детей вне брака, становятся объектом преступлений и представителями низших слоев населения в зрелом возрасте.

Смотрите также:

  • ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПЕДИАТРИИ