Математика (проблемы с математикой у детей)
Нарушение способности к арифметическому счету, или дискалькулия , может особенно сложно поддаваться коррекции. В одном исследовании популяции школьников было обнаружено, что ни один из учеников, у которых отставание по математике сохранялось не менее 6 мес. в 6-м классе, в дальнейшем не догнал одноклассников; в другом, более позднем исследовании показана стойкость тяжелых арифметических нарушений у 50% пораженных детей препубертатного возраста. Факторы, ассоциирующиеся со стойкостью нарушения, включали тяжесть функциональных расстройств, а также указание на проблемы, связанные с арифметическим счетом, у сиблингов пробанда. Таким образом, значительное снижение способностей к математике может стать практически непреодолимым, так как этот предмет характеризуется высококумулятивной структурой. Возможны различные формы нарушения математических способностей.
У некоторых детей проблемы с математикой обусловлены нарушением высших когнитивных функций . Они не способны к пониманию арифметических концепций. Ученики, хорошо успевающие в математике, могут задействовать как вербальные, так и невербальные пути для осознания таких математических понятий, как дроби, проценты, уравнения и пропорции. Напротив, детям с расстройством этой функции может быть трудно эффективно применять известные математические понятия, систематически решать поставленные задачи или применять теоретические понятия в практической ситуации.
У некоторых детей нарушения памяти приводят к снижению математических способностей, другим - сложно автоматически запоминать математические понятия (например, выучить таблицу умножения). Одни испытывают затруднения при вспоминании необходимой в данной ситуации последовательности действий или алгоритма (например, последовательность шагов при решении длинного примера на деление). У других детей имеется нарушение активной рабочей памяти: они фокусируют внимание на одной части задачи (или примера) и в то же время забывают другие компоненты этой же задачи.
Некоторые ученики с нарушением речи испытывают затруднения при изучении математики, так как они плохо понимают устные объяснения учителя. Такие ученики могут испытывать фрустрацию при устном решении математических задач и при правильном использовании математических терминов. Многие ученики с дефицитом внимания испытывают проблемы на уроках математики в связи с невозможностью сфокусировать внимание на мелких деталях (таких, как знаки математических действий). Они могут предпринимать импульсивный подход к решению математических задач и плохо контролируют свои действия. Поэтому они часто совершают ошибки, связанные с невнимательностью . Занятия математикой требуют некоторой степени визуального контроля. Дети, которые не способны задействовать зрительное воображение в процессе обучения, могут испытывать затруднения при изучении математики. Для них может представлять большую сложность, например, изображать геометрические формы или мысленно проводить манипуляции с дробями.
Нередко у детей с нарушением математических способностей развивается фобия - страх перед уроками математики. Эта тревога и страх, связанные с изучением математики, могут, в свою очередь, усилить имеющиеся нарушения.
Смотрите также: