Память (проблемы школьного обучения)


По мере продолжения обучения ребенка в школе требования к эффективному использованию ресурсов памяти прогрессивно возрастают. От учеников требуется умение действовать избирательно, систематически и стратегически в процессе запоминания новых данных и овладения новыми навыками. Они могут стать профессионалами в области использования долговременной и кратковременной памяти, закладывая в память и извлекая из нее правила, факты, теоретические и практические навыки. Требования к ученикам в средней школе рассчитаны на способность к быстрому и точному вспоминанию необходимых фактов. Неудивительно, что некоторые ученики тяжело переживают тот факт, что нарушения памяти мешают им получать хорошие оценки.

Некоторые дети испытывают затруднения при первичной регистрации информации в кратковременной памяти . Им трудно быстро определить, является ли новая информация важной, и изменить (сократить) эту информацию для того, чтобы в сжатом виде внести ее в кратковременную память. Некоторые дети с дефицитом внимания имеют значительные проблемы, связанные с избирательной и достаточно быстрой регистрацией в памяти значимой информации. Другие дети испытывают затруднения при регистрации новой информации на уровне (или глубине), необходимой для ее вспоминания в дальнейшем. Нарушение регистрации информации может быть высокоспецифическим. Некоторым ученикам бывает сложно запоминать зрительно-пространственную информацию, другим - информацию на слух. Известны трудности, связанные с установлением взаимосвязей между данными, хранящимися в кратковременной памяти.

Многие дети испытывают проблемы с функционированием активной рабочей памяти . У этих учеников временное сохранение в памяти информации, с которой они работают, является неэффективным. В норме активная рабочая память позволяет ученику удерживать в уме все различные компоненты, требуемые для выполнения задания (ряд математических правил). Ученик с дисфункцией активной рабочей памяти может, например, выполнить одну из частей задания и внезапно забыть полученный результат, необходимый для продолжения этого задания, или забыть дальнейшую программу действий, которую он планировал после выполнения данной частй задачи. Активная рабочая память позволяет ребенку во время чтения помнить начало параграфа в тот момент, когда он достигает его конца. Она же позволяет ребенку помнить, что он собирался написать (текст предложения) в том момент, когда он вспоминает, где нужно поставить точку и как правильно пишется определенное слово. Активная рабочая память позволяет ребенку установить взаимосвязь между новой поступающей информацией, которую он удерживает в кратковременной памяти , и полученными ранее знаниями и навыками, которые хранятся в долговременной памяти .

Некоторые дети испытают затруднения при попытках консолидации информации в долговременной памяти. Их попытки восполнить ранее полученные знания неэффективны, так как информация, хранящаяся в дальнем доступе, недосягаема. Как правило, консолидация информации в долговременной памяти происходит с помощью одного или нескольких из следующих методов:

1) объединение двух частиц информации (например, сочетании буквы английского алфавита и соответствующего ей звука в английском языке);

2) сохранение в памяти порядка действий (происходит консолидация новых навыков как этапов решения математической задачи);

3) классификация данных по категориям (например, вся информация, касающаяся насекомых, хранится в памяти в одном месте);

4) установление взаимосвязей между новой информацией и определенными ранее правилами, закономерностями или организационными системами (так называемое изучение, основанное на правилах).

Некоторые дети способны к консолидации и регистрации в памяти фактов и последовательности действий, однако испытывают необычные сложности в процессе поиска и извлечения из памяти необходимой в данный момент информации. Они могут испытывать затруднения при вспоминании одной половины из пары ассоциаций (например, при попытке сопоставить имя с лицом или историческое событие с датой). Эти дети сталкиваются с проблемой при одновременном вспоминании, которое часто необходимо для того, чтобы одновременно вспомнить несколько фактов или действий. Наконец, у некоторых учеников замедленная автоматизация. Они не могут сразу вспомнить информацию, полученную в прошлом, без значительного расхода энергии. Такие навыки, как составление слов из букв, декодирование слов, оперирование математическими данными, должны стать автоматизированными для успешного обучения ребенка в школе.

Смотрите также:

  • Психические нарушения при органическом поражении ЦНС
  • ПАТТЕРНЫ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ: КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА