Синдром гиперактивности с дефицитом внимания: общие сведения


Синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ) - наиболее распространенное нарушение поведения в детском возрасте, одно из наиболее распространенных хронических заболеваний у детей школьного возраста и наиболее активно изучаемое психическое расстройство детского возраста. В DSM-IV СГДВ характеризуется такими симптомами, как дефицит внимания (включая повышенную отвлекаемость и трудность концентрации внимания - неспособность длительно поддерживать внимание), плохой импульсивный контроль и снижение чувства (способности) самосохранения , моторная гиперактивность и двигательное беспокойство (см. бокс 613.1 "Диагностические критерии СГДВ по DSM-IV"). Эти симптомы первазивны и нарушают способность индивидуума к нормальному функционированию в повседневной жизни. В соответствий с DSM-IV выделяют три типа СГДВ: с доминированием симптомов гиперактивности и импульсивности, с доминированием симптомов нарушения внимания и комбинированный тип. У детей с СГДВ часто встречаются проблемы школьной успеваемости, нарушение межличностных взаимодействий с членами семьи и ровесниками и низкая самооценка. СГДВ также сочетается с другими эмоциональными, поведенческими, речевыми расстройствами и проблемами обучения. К счастью, в настоящее время разработано множество методов психосоциальной, поведенческой и фармакологической терапии для лечения основных симптомов этого расстройства.

Этиология. СГДВ - гетерогенное состояние, имеющее мультифакторную природу. Существуют доказательства, что генетические и экзогенные факторы в процессе внутриутробного и постнатального развития играют определенную роль в возникновении СГДВ в раннем детском возрасте. При СГДВ идентифицированы как морфологические, так и функциональные изменения в головном мозге, включая умеренное уменьшение мозолистого тела , базальных ганглиев и лобных долей и гипофункцию фронтостриарных дофаминергических путей . Более того, СГДВ часто развивается у детей с последствиями поражения ЦНС (например, недоношенность или травматическое поражение мозга ) и токсического воздействия (например, фетальный алкогольный синдром или отравление свинцом ), у детей с нарушением развития (например, в структуре синдромов, проявляющихся в виде задержки психического развития ) и с последствиями инфекционного поражения ЦНС. Данный синдром возможен и у здоровых детей (не имеющих других нарушений). Близнецовые и семейные исследования предполагают значительную роль генетических факторов в развитии СГДВ; молекулярно-генетические исследования позволили идентифицировать ряд генных аномалий у пациентов с СГДВ - аномалии в гене, кодирующем переносчик дофамина , в гене, кодирующем D4-рецептор , а также в гене, кодирующем бета-субъединицу тиреоидного гормона .

Эпидемиология. Хотя в соответствии с данными DSM-IV распространенность СГДВ среди детей школьного возраста оценивается как 3-5%, при исследовании различных популяций детей школьного возраста частота этого расстройства варьировала от 4 до 12%. СГДВ примерно в 3-4 раза чаще встречается у мальчиков (9,2%), чем у девочек (2,9%), однако подтип с преобладанием дефицита внимания более распространен среди девочек. Факторы внешней среды, включая психосоциальные стрессовые, нарушение контакта с родителями и одноклассниками могут ухудшать течение СГДВ, но не являются причиной развития данного синдрома. Вопреки распространенному мнению, эпидемиологические исследования позволяют предположить, что частота СГДВ в общей популяции недооценивается (многие случаи не диагностируются), поэтому дети с СГДВ часто не получают адекватного лечения.

Смотрите также:

  • СИНДРОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ С ДЕФИЦИТОМ ВНИМАНИЯ (СГДВ)