Чтение (проблемы обучения в школе)
Нарушение способности к чтению, обозначаемое термином " дислексия ", может иметь в основе расстройство специфических функций развития. В большинстве случаев у детей с дисфункцией чтения нарушена речевая функция . Первоначально у них чаще нарушается фонологическое восприятие, которое проявляется как затруднение узнавания и понимания звуков речи и выполнения манипуляций с ними (см. выше). В дальнейшем у них могут возникать выраженные проблемы с формированием в памяти ассоциаций между звуками английского языка и комбинациями букв, которые обозначают эти звуки. Это приводит к нарушению на уровне распознавания (декодирования) отдельных слов. У детей может быть замедлено формирование визуального словаря (совокупности слов, узнаваемых мгновенно). Если декодирование слов замедлено или значительно затруднено, это приводит в дальнейшем к выраженным нарушениям способности к чтению. Школьники с расстройством зрительно-пространственной ориентации также могут испытывать затруднения при обучении чтению, однако эти нарушения относительно редко служат причиной дислексии. Дети с нарушением причинно-следственной ориентации или нарушением активной рабочей памяти могут испытывать затруднения при разбивании слов на составляющие звуки (фонемы) и при воссоздании комбинаций звуков в правильной последовательности. Нарушение памяти может стать причиной проблем, связанных со чтением, - вспоминание и суммирование прочитанного материала, формирование памяти на ассоциации между звуком и буквенным символом, создание и расширение словарного запаса. Некоторые дети с д ефицитом высших когнитивных функцийи испытывают трудности, связанные с пониманием прочитанного из-за неумения сформулировать основные идеи текста.
Дети с дислексией, как правило, не любят читать и стараются избегать чтения. Отсутствие практики нередко еще более усиливает проблемы, связанные с чтением. Таким образом, задержка формирования навыков чтения со временем становится все более выраженной.
Смотрите также: