Дошкольный возраст: познание


Речь, познание и игра - все эти три сферы образуют символическую функцию - способ общения с внешним миром, который появляется в дошкольном периоде.

ПОЗНАНИЕ. Дошкольный период соответствует предоперационной, или дологической, стадии по Пиаже , которая характеризуется магическим мышлением , эгоцентризмом и мышлением, в котором доминирует процесс восприятия ( табл. 7.2 ).

Магическое мышление включает смущение по поводу совпадения фактов, находящихся в причинной зависимости, анимизм (придание мотиваций неодушевленным предметам и событиям), а также нереалистическую веру в силу желаний. Дети могут верить, что люди вызывают дождь, вынося с собой на улицу зонты, что солнце уходит за горизонт, поскольку устало, и что негодование в отношении брата или сестры может заставить его заболеть.

Эгоцентризм объясняется неспособностью ребенка принять другую точку зрения, но он не ведет к эгоизму . Например, ребенок может пытаться успокоить расстроенного взрослого, принеся ему своего любимого плюшевого животного.

Пиаже показал преимущество восприятия над логикой с помощью знаменитой серии экспериментов с так называемой консервацией. Сначала берут высокую тонкую вазу и широкое блюдо; переливая воду из одного сосуда в другой, ребенка спрашивают, где больше воды. Ребенок неизменно указывает на тот сосуд, который по его понятиям кажется большим (обычно это высокая узкая ваза). Ответ ребенка не меняется даже в том случае, если взрослый подчеркивает, что в процессе эксперимента воду не отливали и не доливали. Такие ошибки отражают развивающиеся гипотезы детей о природе мира, а также трудности одновременного восприятия разнообразных аспектов одной ситуации.

Смотрите также:

  • ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА