Теория когнитивного развития ребенка Жана Пиаже
Пиаже занимался проблемой когнитивного развития ребенка. Основной принцип теории Пиаже заключается в том, что когнитивные изменения носят не только количественный, но и качественный характер ( табл. 7.2 ). На сенсомоторной стадии мышление ребенка привязано к немедленным ощущениям и способности манипулировать предметами. Например, понятие "брать" постигаемся перекладыванием ребенком отдельных предметов внутрь чашки. По мере речевого развития характер мышления резко меняется: место предметов и действий начинают занимать их символы. Стадии когнитивного развития соответствуют основным периодам детского возраста: предоперационная (дошкольная), стадия конкретных операций (школьный возраст) и стадия формальных операций (подростковый возраст). Пиаже описал, каким образом дети создают представление о самих себе посредством сопряженных процессов ассимиляции (поиска опыта) и приспособления (согласования существующих представлений о мире с новыми сведениями). Таким образом, ребенок выступает в роли маленького исследователя, создавая все более адаптивные и сложные теории. Стадии когнитивной реорганизации можно определить в процессе наблюдения за ребенком и с помощью незаконченных вопросов, позволяющих уяснить. что подразумевает ребенок.
Основные концепции Пиаже получили поддержку. Главные вопросы касались времени начала отдельных стадий, роли формального обучения, а также степени влияния предмета вопросов в процессе исследования на результаты оценки когнитивного развития ребенка. К примеру, понимание ребенком причины и следствия может быти выражено гораздо сильнее при разговоре на тему взаимоотношений с братом или сестрой, а не на тему неодушевленных предметов (автомобилей). У многих детей логическое мышление развивается до начала полового развития (этот возраст был установлен Пиаже). Oгpoмнoe значение играет то обстоятельство, что Пиаже определил познание как предмет эмпирического исследования. Автор отметил универсальность смеьы стадий когнитивного разлития (даже если сведения о возрасте смены этих стадий противоречивы), а также представил ребенка как активного и творческого исследователя мира.
Работы Пиаже имеют важное значение для педиатров по трем причинам:
- 1) они помогают понять многие необычные особенности поведения детей, например нарушения сна в возрасте 3 и 10 мес.;
- 2) опыты Пиаже не требуют специального оборудования и могут быть легко воспроизведены в офисе;
- 3) незаконченные вопросы, основанные на работах Пиаже, способны прояснить понимание ребенком феномена болезни и необходимости госпитализации.
Смотрите также: