Дошкольный возраст: физическое развитие ребенка


См. табл. 12.1 и табл. 12.2 .

К концу второго года рост тела и головного мозга замедляется, что проявляется соответствующим снижением потребности в пище и аппетита ( табл. 10.5 ). Рост обычного ребенка 2-5 лег увеличивается на 7 см в год, масса тела - на 2 кг. Выступающий вперед живот становится более плоским, а тело более худым. Энергия ребенка достигает своего максимума, а потребность в сне снижается до 11-13 ч/сут (дневной сон однократный) ( рис. 10.1 ). Острота зрения к 3-м годам достигает 0,67, а к 4-м годам - 1. К 3-м годам должны прорезаться все 20 молочных зубов ( табл 10.6 ).

Общие двигательные навыки и развитие тонких движении представлены в табл. 10.4 . До завершения 3-го года большинство детей приобретают развитую походку и устойчивый бег. Кроме того, многие дети имеют дополнительные двигательные навыки: они бросают, ловят, играют в футбол, катаются на велосипеде, лазают по детскому городку, танцуют и выполняют другие сложные действия. Приверженность к тем или иным характеристикам движения (темп, интенсивность и осмотрительность) варьирует в широких пределах и объясняется врожденным темпераментом ребенка. Длительное хождение ребенка на цыпочках может свидетельствовать о задержке развития , особенно задержке речевого развития .

Влияние подобных индивидуальных различий на когнитивное и эмоциональное развитие зависит в том числе и от потребностей социального окружения. Энергичные координированные дети могут хорошо себя чувствовать вместе с родителями или воспитателями, которые поощряют активные игры. И напротив, спокойным задумчивым детям более комфортно со взрослыми, которые ценят тишину.

Ведущая рука устанавливается обычно к 3-му году жизни. Попытка сменить ведущую руку ребенка может вызвать у него излишние переживания. Различное развитие тонких моторных навыков в правой и левой руке отражает как врожденные особенности ребенка, так и влияние окружающей среды. Например, если ребенку редко разрешают пользоваться цветными карандашами, то правильная установка руки во время письма развивается гораздо позже.

В этот период ребенка окончательно приучают к горшку. Средний возраст детей с этим навыком составляет 30 мес., но он может существенно разниться в зависимости от индивидуальных особенностей и культурных традиций в обществе. Обычно дневное удержание мочи предшествует удержанию кала, а девочки приучаются к горшку раньше, чем мальчики. Недержание мочи во время сна рассматривают как норму у девочек до 4 лет и мальчиков до 5 лет. Многие дети легко привыкают к горшку особенно после начала вербального общения. В других случаях этот сложный процесс затягивается. Довольно часто дети отказываются от дефекации на унитаз или горшок, что вызывает запор и беспокойство родителей. В подобных случаях целесообразно oтказаться от попыток приучить ребенка к горшку и временно возвратиться к использованию подгузников.

Роль родителей и педиатров. Нормальное снижение аппетита в этом возрасте часто вызывает тревогу родителей. В большинстве случаев приходится их убеждать, что у ребенка отсутствует недоедание и его антропометрические показатели соответстоуют возрастной норме. В норме дети потребляют количество необходимой им пищи в соответствии с ощущением голода и насыщения. Калорийность суточного рациона может варьировать, временами весьма существенно, однако недельный рацион сохраняется практически на одном уровне. Попытки родителей определять суточный рацион входят в противоречие с механизмом саморегулирования: иногда ребенок соглашается, но в ряде случаев решительно сопротивляется. В результате возможно недоедание или переедание.

У активных детей с преждевременным развитием двигательных навыков повышен риск травмы. В подобных случаях следует постоянно следить за ребенком и предпринимать дополнительные меры защиты, например использовать шлем при езде уже на трехколесном велосипеде. Беспокойство родителей по поводу гиперактивности ребенка может объясняться несоответствующими ожиданиями, преувеличенным страхом или реальной повышенной активностью ребенка. Дети, склонные к опрометчивым действиям, должны находиться в безопасных условиях под пристальным наблюдением старших. Беспорядочные действия иногда отмечаются у детей, которые страдают от жестокого обращения или плохого ухода.

Смотрите также:

  • ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (2-5 лет)