Новорожденные: изменения возбуждения


Адаптация после рождения требует быстрых и глубоких физиологических изменений, включающих наполнение легких воздухом, переход к новому типу кровообращения, активацию желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Необходимые изменения поведения не менее глубоки. Для обеспечения питания, контроля гипо- и гипертермии, а также сохранения безопасности новорожденный должен быстро реагировать на разнообразные сенсорные стимулы. Ребенок должен возбуждаться в ответ на стимуляцию, однако степень возбуждения не должна быть чрезмерной и сопровождаться дезорганизацией поведения. Дети с недостаточным возбуждением не способны к питанию и взаимодействию с окружающим миром; избыточное возбуждение характеризуется вегетативными расстройствами - гиперемией , побледнением посогубного треугольника , икотой , рвотой , подергиваниями конечностей , непрерывным плачем .

Состояния поведения, организация поведения новорожденного в виде отдельных состояний отражает врожденною способность ребенка регулировать возбуждение. Описано шесть состояний: спокойный сон, активный сон, дремота, бодрствование, беспокойство и крик. В состоянии бодрствования ребенок смотрит на определенные предметы и лица, а также следит за ними глазами в горизонтальном направлении, а спустя месяц - в вертикальном. Кроме того, дети поворачиваются в направлении нового звука, словно в поиске его источника. При избыточной стимуляции они могут успокаивать себя, перевода взгляд в сторону, зевая, начиная сосать губы или руки. Это способствует стимуляции парасимпатической нервной системы , снижая стимуляцию симпатической . Состояние поведения определяет мышечный тонус ребенка, спонтанные движения, показатели электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и реагирование на стимулы. К примеру, при активном сне у ребенка последовательно менее выражена реакция на повторный укол пятки (привыкание, тогда как в состоянии сонливости те же стимулы провоцируют протест или плач.

Смотрите также:

  • НОВОРОЖДЕННЫЕ