Первый год жизни ребенка: возраст 0-2 мес.
Биологические и психологические задачи перед новорожденными и их родителями описаны в гл. " Новорожденный ". Они включают установление нормального режима питания и предсказуемого цикла сон бодрствование. Социальные взаимоотношения, которые устанавливаются после выполнения родителями и ребенком описанных выше задач, являются основой будущего когнитивного и эмоционального развития новорожденного.
Физическое развитие. Масса тела новорожденного в течение первой недели после родов может снижаться на 10%, что объясняется экскрецией избыточного количества внесосудистой жидкости, а также возможным недостаточным питанием. По мере замены молозива полноценным молоком с высоким содержанием жиров, обучения ребенка навыкам сосания, а также привыкания матери к этому процессу питание нормализуется. Новорожденный может восстановить или даже прибавить массу тела в течение первых 2 нед. жизни; в 1-й месяц средний прирост массы тела составляет 10 г/сут ( табл. 10.5 ). Движения конечностей представлены преимущественно бессознательными подергиваниями, пальцы рук бесцельно сжимаются в кулак и разжимаются. Улыбка также бессознательная. В свою очередь, поворот глаз и головы, а также акт сосания становятся более осознанными, поэтому их можно использовать для оценки восприятия и когнитивной способности ребенка. К примеру, поворот головы ребенка на голос матери свидетельствует о его способности узнавать и запоминать.
Описано шесть основных вариантов поведения (см. гл. " Новорожденный "). Сначала сон и бодрствование распределены в течение суток равномерно ( рис. 10.1 ). Созревание нервной системы характеризуется объединением коротких эпизодов сна в более продолжительные периоды. Большую роль играет обучение ребенка. Если родители последовательно общаются г ребенком в дневные часы, то основное количество часов сна переносится на ночь. К 2 мес. большинство детей просыпаются для кормления на короткие промежутки времени 2-3 раза за ночь; реже продолжительность сна достигает 6 ч. Крик может возникать в ответ на очевидные стимулы (например, мокрые пеленки), хотя чаще всего его причина сначала неясна. Максимальная продолжительность крика у здорового новорожденного приходится на возраст 6 нед, (до 3 ч в сутки), к 3 мес она снижается до 1 ч в сутки.
Когнитивное развитие. Люди, которые обеспечивают уход за ребенком, создают зрительные, тактильные, обонятельные и слуховые стимулы - необходимое условие для когнитивного развития ребенка. Изучение феномена привыкания и предпочтительного направления взгляда позволяет понять, каким образом ребенок воспринимает эти стимулы. Ребенок привыкает к знакомым лицам, обращает все меньше внимание на повторные стимулы, но живо реагирует на новый стимул. Эксперименты с феноменом привыкания и обновления внимания показали, что ребенок может различать рисунки, цвета и даже согласные звуки. Кроме того, он способен узнавать одинаковое выражение лица (например, улыбку) даже у разных людей. Дети могут соотнести друг с другом абстрактные свойства стимула (очертания, яркость, временные характеристики). Например, 3-недельный новорожденный способен указать, соответствует ли голос движениям губ на экране монитора. Если ребенку с завязанными глазами дать пососать выпуклую пустышку, то после снятия повязки и предоставления ему двух вариантов пустышки (выпуклой и плоской формы) он будет дольше смотреть на знакомый вариант.
Такие исследования показывают, что дети способны воспринимать предметы и явления как связанные друг с другом даже в том случае, если они замечают в них явные различия. Эти способности позволяют ребенку разделить стимулы на группы. Например, группа стимулов, связанных с сосанием, объединяет сосание бутылочки, пустышки и пальца. Было показано, что дети активно ищут стимулы для удовлетворения своей врожденной потребности познавать мир.
Эмоциональное развитие. Согласно психосоциальной теории Эриксона , основное доверие детей развивается при условии регулярного удовлетворения их неотложпых требований Постоянное присутствие надежных взрослых создает условие для развития привязанности. Дети, которых постоянно берут на руки и успокаивают, кричат гораздо меньше в возрасте 1 года, и в 2 года их поведение значительно менее агрессивно.
Эмоциональное значение любого действия или опыта зависит от темперамента ребенка и ответной реакции родителей. Рассмотрите влияние различных схем кормления. Голод формирует напряжение, по мере его усиления ребенок начинает кричатъ. Как только мать предлагает бутылочку или грудь напряжение разрешается. Дети, которых кормят "по требованию", воспринимают связь между голодом, присутствием матери и исчезновением голода. Большинстяо детей, которых кормят в фиксированное промежутки времени, быстро привыкают к такой cхеме, но если неравномерный биологический ритм ребенка не соответствует режиму кормления, то эпизоды неутоленного голода будут чередоваться с избыточным питанием на сытый желудок. Аналогичная ситуация возникает в том случае, если режим кормления не соответствует принятой схеме или требованиям ребенка, а обусловлен в первую очередь удобством для родителей. Эти дети часто раздражительны; у них часты случаи нестабильности физиологических функций (потливосгь, понос, недостаточный прирост массы тела), а гакже поведенческие нарушения в более позднем возрасте.
Роль родителей и педиатров. Успех в процессе установления режима питания и сна ребенка определяет ощущение эффективно выполненных задач у родителей. Если дела идут хорошо, то ощущение беспокойства и усталость от первых нескольких недель постепенно исчезают. По мере физического восстановления после родов и нормализации гормонального статуса легкая послеродовая депрессия, которая развивается у 50% родильниц, исчезает. При сохранении беспокойства, печали и ощущения неодолимости грядущих проблем следует рассмотреть возможность умеренной или тяжелой послеродовой депрессии. Выраженная депрессия угрожает нормальным взаимоотношениям матери и ребенка, представляя фактор риска когнитивных и поведенческих нарушений.
Смотрите также: