Разлука детей с родителями


У маленького ребенка первой реакцией на разлуку с родителями бывает гневный крик или молчаливая грусть. Несколько часов или дней он бывает покорным, грустным или, наоборот, раздражительным, беспокойным, капризным, непослушным. Возможны расстройства аппетита и сна - нежелание ложиться спать, трудность засыпания, возвращение прежних страхов, а у маленьких детей - регрессивное поведение (например, утрата навыков опрятности). Дети навязчиво спрашивают, где отсутствующий родитель и когда он вернется. Некоторые дети вообще не осознают, что отца или матери в непосредственной близости нет, выглядывают в поисках родителя в окно или дверь и даже убегают из дома или помещения, где находятся. Такой относительно редкий тип реакции надо иметь в виду при внезапном исчезновении ребенка вскоре после разлуки с родителями или их отъезда.

Реакция ребенка на возвращение родителя тоже может оказаться неожиданной и даже пугающей. Радующихся возвращению домой отца или мать удивляет настороженность ребенка, который, чуть приласкавшись, отходит и выглядит безразличным к близкому человеку. Оценить такую реакцию можно, лишь зная ребенка и манеру его поведения. Это может быть демонстрация гнева по поводу того, что его покинули, и страха перед повторением разлуки или у детей, более склонных к персонализации, ощущение того, что они послужили причиной отъезда родителей. Например, ребенок, мать которого часто говорит: "У меня от твоего поведения болит голова", при ее госпитализации испытывает чувство вины. Нередко такой ребенок демонстрирует к другому родителю или лицу, его заменяющему (бабушке, няне и др.), более глубокую привязанность, чем к отсутствующему. Сразу после возвращения последнего или несколько дней спустя некоторые дети, особенно маленькие, проявляют по отношению к нему больше тепла и покорность, чем до разлуки, в сочетании с регрессивным поведением, появившимся во время разлуки. Такое поведение подсознательно направлено на восстановление и укрепление связи с родителем, которая кажется ребенку прерванной. Обычно такая реакция бывает преходящей. Через 1-2 нед. ребенок успокаивается и возвращаете я к обычному поведению. Однако при повторных разлуках он становится настороженным и затрачивает все больше усилий на восстановление связи с родителем, что затрагивает и другие межличностные связи. Родители не должны пытаться улучшить поведение ребенка, угрожая снова покинуть его.

Разлука с одним иди обоими родителями при их разводе или помещении ребенка в опекающую семью вызывает реакции того же типа, но более интенсивные и длительные. Дети школьного возраста реагируют выраженной депрессией, кажущимся равнодушием или явным гневом, а в некоторых случаях как бы игнорируют ситуацию, демонстрируют своим поведением нежелание обсуждать ее, избегают залавать вопросы. Большинство детей продолжают надеяться на то, что разлука не будет длительной, и предаются соответствующим фантазиям. Иногда они испытывают чувство вины и воспринимают вынужденную разлуку как кару за свое плохое поведение. Дети скорее защищают родителей, чем обвиняют их в недостойном поведении и нечуткости, полагая и заявляя, что их (детей) испорченность является причиной отъезда родителей или решения вверить заботы о ребенке родственникам или чужим людям. Испытывая чувство вины, дети не упрекают родителей, считая, что вызовут этим справедливое возмущение. Детям кажется, что их плохое поведение - причина раздельного проживания или развода родителей, что возврат к прежнему поведению озлобит родителей. Некоторые дети обнаруживают расстройства поведения или психосоматические жалобы, неосознанно входя в роль больного, чтобы вернуть родителей.

Дети более старшего возраста и подростки на раздельное проживание и развод родителей часто реагируют явной обидой. Почти всегда они продолжают верить, что брак родителей чудесным образом восстановится. По данным Валдерстейна (Wallerstein), даже через 5 лет после развода родителей около 33% детей чувствовали себя глубоко несчастными и неудовлетворенными жизнью в разрушенной семье. В то же время другая треть детей явно приспособилась к новым условиям, а еще треть проявляла смешанную реакцию - хорошая адаптация в одних областях сочеталась с неудовлетворительной в других. Через 10 лет 45% имело достаточную адаптацию во всех сферах жизни, в то время как у 41% отмечались трудности в учебе и социализации, эмоциональные нарушения. Достигнув зрелого возраста, они неохотно вступали в устойчивую половую близость, боясь повторить печальный опыт родителей. Британское исследование, оценившее множество показателей, выявило умеренное длительное отрицательное воздействие развода родителей на психическое состояние их детей в зрелом возрасте даже если развод не ухудшил экономическое положение семьи. Дети хорошо адаптировались к разводу родителей в тех случаях, когда оба родителя были эмоционально устойчивы, сохраняли связь с ребенком и старались свести к минимуму конфликты. Кроме того, для ребенка важна поддержка братьев, сестер и других родственников. Следует поощрять усилия родителей наладить диалог в новой для них ситуации и рекомендовать прибегнуть к помощи психолога, если это не удается. Совместное участие в воспитании способствует разрешению конфликтов, но ребенок ощущает эмоциональнаю перегрузку, так как ему приходится соответствовать требованиям, исходящим фактически из двух разных семей.

Смотрите также:

  • Разлука и утрата у детей при переезде семьи
  • РАЗЛУКА, УТРАТА, ЛИШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (ДЕТИ)