Ранний подростковый возраст: когнитивное и моральное развитие
Согласно теории Пиаже , у подростков отмечается переход от конкретного операционного мышления, характерного для школьного возраста , к формальным логическим операциям . Формальные операции включают способность манипулировать абстрактными понятиями - алгебраическими выражениями, доказывать теорию на основании известных принципов, взвешивать разнообразные точки зрения на основании различных критериев, а также задумываться о самом процессе мышления. Некоторым детям формальное мышление свойственно уже в раннем подростковом возрасте, дпугим - несколько позже, а отдельные люди не способны его постичь вообще. Молодые люди в раннем подростковом возрасте могут применять формальные операции к школьной деятельности. Но не к повседневной жизни. На фоне выраженной эмоциональной нагрузки на смену мышлению высокого уровня может приходить магическое мышление , например убеждение в неуязвимости.
Способность ребенка рассматриватъ ту или иную возможность как реальную перспективу влияет на принятие важных решений, например вступать ли в половые отношения без средств защиты и начинать ли рискованное поведение.
Некоторые специалисты предполагают, что переход от конкретных к формальным действиям происходит в результате увеличения объема знаний, опыта и когнитивных способностей, а вовсе не из-за качественной перестройки мышления. С этой теорией согласуются данные, которые свидетельствуют о стабильном увеличении скорости когнитивных процессов, начиная со старшего детского возраста и заканчивая взрослым, а также о сопутствующем снижении числа синапсов (редко используемые пути) и прогрессирующем увеличении все более зрелых данных ЭЭГ. В настоящее время неясно, оказывают ли гормональные сдвиги периода полового развития прямое влияниe на когнитивное развитие ребенка.
Появление морального мышления сопутствует общему когнитивному развитию. Большилство детей воспринимают разрешение или запрет как абсолютную, несомненную истину. Взять буханку хлеба, чтобы накормить голодного ребенка, нельзя, так как это "воровство". Подростки часто ставят под сомнение принципы морали, принимая стандарты поведения группы сверстников. Членство в группе может позволить им избежать чувства вины за нарушение общих принципов морали путем переноса ответственности с самого себя на группу.
Смотрите также: