Скрининговые исследования и непрерывное наблюдение за ребенком
Оценка развития включает своевременное выявление нарушений в ходе скрининговых исследований и непрерывного наблюдения за ребенком. Кроме того, врач обобщает информацию о физическом и социальном развитии ребенка, данные о его семье, а также сведения из медицинского анамнеза и результаты физикального обследования. Цель оценки развития - не просто установить тот или иной диагноз, но и проанализировать сильные и слабые стороны ребенка и его семьи, а также оценить те факторы, которые способствовали бы развитию, образованию и социальной поддержке ребенка.
Изданный в 1990 г. Акт по обучению инвалидов потребовал, чтобы каждый штат США создал систему выявления и лечения задержки развития у детей в возрасте 3-5 лет. Все штаты расширили требования, решив включить в эту систему детей с рождения, в том числе детей с вероятной задержкой развития. Основную роль в раннем выявлении задержки развития играют педиатры, хотя на практике так бывает не всегда. Педиатры выявляют в основном задержку развития, связанную с пороками развития или генетическими нарушениями. Менее выраженные нарушения познания, речи, общения и поведения часто впервые обнаруживаются родителями или учителями.
Идеальный скрининговый тест должен быть высокочувствительным (выявлять практически всех детей с нарушениями) и достаточно специфичным. Кроме того, тест должен давать четкий ответ на поставленные перед ним задачи (быть обоснованным), давать сходные результаты при повторном исследовании, в том числе выполненном разными людьми (т.е. быть воспроизводимым), быть довольно быстрым и простым. В табл. 16.1 перечислены несколько наиболее распространенных скрининговых тестов, их преимущества и недостатки. Идеальный тест для оценки развития до настоящего времени не создан.
Смотрите также: