Умственная отсталость: прогноз


Диагноз умственной отсталости может быть пересмотрен. У ребенка, которому в раннем возрасте поставлен диагноз умственной отсталости, позднее можно определить более специфическое нарушение развития ( коммуникативное расстройство , аутизм , замедленная обучаемость при интеллекте на нижней границе нормы). В других случаях достаточно развитое к подростковому возрасту адаптивное поведение позволяет снять диагноз умственной отсталости, поставленный в школьном возрасте, или достаточная зрелость и пластичность дают возможность изменить ее категорию (например, с умеренной на легкую). И наоборот, при некоторых типах неспособности к обучению и коммуникативных расстройств наступают задержка развития познавательных функций и углубление умственной отсталости. С подросткового возраста диагноз умственной отсталости и оценка ее тяжести, как правило, не меняются.

Отдаленный прогноз у детей с умственной отсталостью зависит от ее причин, тяжести расстройств адаптации, наличия сопутствующих соматических заболев* ний и расстройств развития, ьозможностей семьи, поддержки школы, общества, государственных служб, обучения ребенка и родителей. Став взрослыми, многие люди с легкой умственной отсталостью овладевают функциональной грамотностью и достигают экономической и социальной независимости. Однако они нуждаются в периодическом наблюдении, особенно в трудных социальных и экономических ситуациях, хотя благополучно осваиваются с повседневной жизнью самостоятельно или под надзором. На ожидаемую продолжительность жизни умственная отсталость сама по себе не влияет.

При умеренной умственной отсталости цель обучения - усилить адаптивные возможности, закрепить навыки, облегчающие жизнь в мире взрослых. Благотворна для людей с умеренной умственной отсталостью несложная работа в приспособленных для них условиях, к которой их следует готовить. Приобретя опыт в лечебно-трудовых мастерских, лица с умеренной умственной отсталостью нередко успешно адаптируются к труду в обычных условиях. Как правило, такие люди живут в семьях или одни, но под надзором социальных служб.

Лица с тяжелой и глубокой умственной отсталостью и во взрослом возрасте, как правило, нуждаются во всесторонней поддержке. Обычно умственной отсталости у них сопутствуют другие нарушения - церебральный паралич , поведенческие расстройства , эпилепсия , дефекты слуха и зрения , - еще более ограничивающие возможности адаптации. Однако, они способны к простейшим действиям в условиях постоянного надзора, во многих случаях могут при соответствующей поддержке жить самостоятельно.

Смотрите также:

  • УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (MR)