Клиническая оценка боли у детей


Боль - это и сенсорное, и эмоциональное испытание. При наличии боли лучше всего оценить ее, прямо спрашивая ребенка о характере, месте, качестве, длительности, частоте и интенсивности боли. Некоторые дети не жалуются на боль, потому что боятся говорить с врачами, огорчать или беспокоить других, страшатся уколов, если выяснится, что они больны, и не хотят возвращаться в больницу. В случае новорожденных и неговорящих детей родители, педиатры, медицинские сестры и другие ухаживающие лица вынуждены постоянно выяснять, чем вызван несчастный вид ребенка - болью, страхом, голодом или другими ощущениями или эмоциями. Опыт врачей в успокоении ребенка (взять на руки, покормить) и анальгетики могут помочь прояснить ситуацию.

Поведение и физиологические признаки являются полезными показателями, но могут ввести в заблуждение. Начинающий ходить ребенок во время обследования ушей может кричать и гримасничать не столько от боли, сколько от страха. И наоборот, дети с неадекватно облегчаемой постоянной болью, например, при раке, серповидноклеточной анемии, после травмы или операции могут отстраняться от окружающих и казаться очень спокойными, что приводит окружающих к ложному заключению, что детям хорошо и у них ничего не болит. В такой ситуации повышение дозы анальгетиков может привести к тому, что ребенок станет еще более, а не менее интерактивным и возбужденным. Аналогично новорожденные и маленькие дети в ответ на боль могут закрывать глаза, морщить брови и сжимать кулачки. При адекватной аналгезии они часто открывают глаза и начинают интересоваться окружающим. Ребенок, испытывающий сильную хроническую боль, может играть "нормально", чтобы отвлечься от боли. Такое сдержанное поведение может быть неправильно истолковано как свидетельство того, что ребенок, когда он не отвлекается на игру, "фальсифицирует" боль.

Исследователи разработали шкалы оценки физической боли для грудных и маленьких детей, в которых упор делается на выражение лица пациента, плач и движения тела. Оценка выражения лица представляется наиболее полезной и специфической в случае новорожденных детей. Признаки вегетативной нервной системы могут указывать на боль, но они неспецифичны и могут быть отражениемм других процессов, таких как высокая температура тела, гипоксемия, сердечная или почечная дисфункция.

Дети 3-7 лет становятся очень разговорчивыми, когда описывают интенсивность, локализацию и качество боли. Иногда они приписывают боль соседнему месту; так, в этом возрасте боль в бедре часто описывают как боль в ноге или колене. Разработаны способы оценки боли у детей этого возраста с использованием рисунков, изображений лиц и цветных картинок с разной интенсивностью цвета ( табл. 131.1 ). Дети 8 лет и старше обычно описывают свое состояние с помощью систем визуальной оценки боли. В США сейчас требуется регулярная регистрация оценки боли у детей в больницах, ОНП и поликлиниках.

Определение боли у детей с врожденными нарушениями остается сложной задачей, и разрабатываются методы и подходы для ее оценки. Очень важно понимать выражение боли и иметь опыт работы с этой популяцией детей, потому что при врожденных нарушениях их поведение может быть неправильно истолковано как меньшая чувствительность к боли. Дети с синдромом Дауна могут выражать боль не так явно и более замедленно, чем обычные дети. Оценка боли у детей с аутизмом различной степени также затруднена, потому что они могут обладать как повышенной, так и пониженной чувствительностью к различным сенсорным стимулам и их способность к контакту может быть ограничена.

Смотрите также:

  • ОБЕЗБОЛИВАНИЕ У ДЕТЕЙ