Деструктивное расстройство поведения у детей: лечение


Множество различных терапевтических подходов применяется в лечении детей и подростков с агрессивным поведением , кондуктивным расстройством и расстройством в виде оппозиционно-девиантного поведения . Индивидуальная терапия базируется на установлении доверительного контакта и создании партнерских отношений с ребенком, решении конфликтных вопросов, однако индивидуальная терапия не всегда эффективна для решения поведенческих проблем. Групповая терапия является перспективным методом лечения подростков с поведенческими проблемами. У детей более младшего возраста получены положительные результаты на фоне терапии, направленной на достижение контроля над гневом . Обучение навыкам решения проблем включает моделирование ситуации, ролевую игру и практические занятия, помогающие детям более успешно строить межличностные отношения. Этот метод иногда эффективен для модификации патологического стиля взаимоотношений и поведения. Хорошие результаты получены при применении программ для родителей, в рамках которых они обучались непосредственно установлению просоциальных норм поведения в семье и разумных ограничений на нежелательные деструктивные формы поведения. В случаях пассивно-агрессивного поведения родителям предлагается, например, установить четкие ограничения и ожидания по отношению к ребенку и достигнуть соглашения с ребенком в отношении важных для него заданий и ответственности. После этого стремление ребенка к выполнению заданий, послушание, возрастзависимая уверенность в себе и самостоятельность поощряются и награждаются. Мультисистемная и внутрисемейная терапия с участием пациента, его родителей, сиблингов, сверстников, а также одноклассников, соседей и других окружающих людей оказались эффективными в лечении агрессивного и кондуктивного расстройства у детей и подростков. Такой многоуровневый подход определяется данными по варьирующему экологическому риску, связанному с кондуктивным расстройством.

Фармакотерапия агрессии или деструктивного и асоциального поведения в целом применяется как дополнение к семейной терапии, обучению родителей или мультисистемой терапии. Существует мало данных, позволяющих подтвердить эффективность изолированного применения фармакотерапии для уменьшения стойкой агрессии, оппозиционного или асоциального поведения. Однако у детей с биологической предрасположенностью (рецидивирующее психотическое расстройство , синдром дефицита внимания ) улучшение может наступить при рациональной медикаментозной терапии. Специфические препараты для лечения асоциального поведения не разработаны. Литий , антипсихотические препараты , антиконвульсанты ( вальпроевая кислота ), осзагонисты ( клонидин ) могут уменьшить выраженность агрессии у отдельных пациентов; однако эти препараты могут вызывать серьезные побочные эффекты. У некоторых детей поведенческие нарушения выражены настолько серьезно, что для успешного исхода терапии требуется лечение в условиях психиатрической больницы.

Смотрите также:

  • ДЕСТРУКТИВНОЕ РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ