Девиантное, оппозиционное поведение и приступы гнева у детей


Девиантное, оппозиционное поведение и приступы гнева нередко наблюдаются у детей в возрасте от 18 мес. до 3 лет, когда выражено желание партнерских отношений с близкими. Очень важно, как родители и другие близкие люди реагирует на это поведение. Если родители физически наказывают ребенка за нарушение поведения, они тем самым повышают риск девиантного поведения в дальнейшем и внушают ребенку, что неконтролируемые эмоции - это разумная реакция на фрустрацию. В ответ на вспышки гнева и оппозиционное поведение родителям рекомендуется быстро отвернуться и отойти от ребенка, тем самым обеспечив ему время и пространство, чтобы прийти в себя. Целесообразно также посоветовать родителям объяснить ребенку, когда он придет в себя и успокоится, что они понимают его переживания, но считают, что подобное поведение в данных ситуациях неприемлемо. Если проявления оппозиционного поведения становятся все более выраженными, следует посоветовать родителям спокойно прервать контакт с ребенком на 2-3 мин.

Если такие меры, как тайм-аут, не действуют, врач должен оценить, насколько родители способны контролировать свой гнев, перед тем, как давать дальнейшие рекомендации по решению проблем ребенка. Дети часто бывают напуганы силой и выраженностью своего собственного гнева, а также гнева родителей, вызванного их поведением. Поэтому первостепенное значение имеет способность родителей успешно контролировать свой гнев так, как они хотели бы этого от детей. Некоторые родители не замечают, что иногда они теряют контроль над собой. Таким образом, они не могут помочь своим детям наладить контроль над эмоциями. Можно рекомендовать родителям спокойно предоставить ребенку возможность выбрать подходящий в зависимости ситуации вид деятельности, который поможет ему лучше контролировать себя и выработать чувство самостоятельности. В типичных случаях это помогает уменьшить у ребенка чувство гнева и вины. Такие негативные эмоции, ставшие привычными, могут в дальнейшем сыграть негативную роль в общении с ровесниками, установлении межличностных контактов и развитии личности.

Смотрите также:

  • Синдром Жилль де ла Туретта (синдром Туретта)
  • Деструктивное расстройство поведения у детей: лечение
  • Синдром гиперактивности с дефицитом внимания: дифференциальная диагностика
  • Деструктивное расстройство поведения у детей: общие сведения
  • ДЕСТРУКТИВНОЕ РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ