Наблюдение за развитием ребенка


Наблюдение за развитием было предложено для устранения недостатков скрининговых методов исследования. Индивидуальное развитие ребенка обусловливает то обстоятельство, что оцененное в любой момент времени состояние развития не позволяет предсказать дальнейшее его течение. По аналогии с физическим развитием серия наблюдений с определенной периодичностью дает больше информации, чем однократная оценка, позволяя определить скорость развития. Прогноз более точен, если основывается на нескольких источниках информации, включая анамнез ребенка и социально- экономическое положение его семьи. Эти рассуждения легли в основу концепции наблюдения за развитием - процесса, включающего регулярный контроль развития ребенка, внимательное отношение к родительским сведениям, а также стимулирование развития.

Критики концепции наблюдения за развитием указывают на то, что решение педиатра субъективно, поэтому точность оценки снижается. Педиатры могут завысить IQ хорошо знакомых, физически привлекательных или социально обеспеченных детей.

Комбинация непрерывного наблюдения с периодическим проведением скрининговых тестов является оптимальным практическим подходом. Оценка разнообразных параметров (например, с помощью Денверского опросника) вместе с систематическим неформальным наблюдением за ребенком имеет массу преимуществ и должна применяться на практике. Родительские опросники ускоряют сбор информации, побуждая их выражать свои вопросы и тревоги. Своевременное выявление нарушений развития и эмоциональных проблем ребенка возможно при учете пяти принципов.

Родители, как правило, очень пристально наблюдают за поведением ребенка; их беспокойство по поводу задержки развития чаще всего обосновано и должно восприниматься всерьез. И напротив, отсутствие беспокойства родителей не следует рассматривать как единственный фактор нормального развития.

Не существует слишком молодого возраста для формального аудиологического исследования. Скрининговым аудиологическим исследованием в стационаре нельзя исключить клинически значимую утрату слуха. Дети с нарушением слуха часто используют другие визуальные признаки при "прохождении" такого теста.

Аудиологическое исследование выполняется на основании любых данных анамнеза или физикального обследования:

- Интенсивная терапия новорожденного.

- Масса тела новорожденного менее 2500 г: все случаи.

- Масса тела новорожденного более 2500 г: при наличии осложнений (асфиксия, судороги, сохранение фетального типа кровообращения , внутричерепное кровоизлияние, искусственная вентиляция легких, гипербилирубинемия, прием ототоксичных препаратов).

- Подтвержденная или заподозренная внутриутробная инфекция.

- Бактериальный менингит .

- Пороки первой или второй жаберной дуги ( микротия , дисплазия ушной раковины , микрогнатия ).

- Пороки развития нервного гребня/эктодермы ( широко расставленные глаза , дефекты пигментации ).

- Сведения из семейного анамнеза о наследственной или других вариантах глухоты.

- Беспокойство родителей по поводу потери слуха. Задержка речевого развития .

- Другие нарушения развития ( умственная отсталость , детский церебральный паралич , аутизм , слепота ).

Факторы риска суммируются. Биологический фактор, имеющий сам по себе небольшое значение (например, рецидивирующий отит ), может оказать серьезное воздействие при наличии факторов риска окружающей среды (например, материнской депрессии). Проблема в одной сфере требует тщательного анализа всех остальных сфер жизнедеятельности ребенка. К примеру, эмоциональные проблемы часто служат причиной и развиваются в результате когнитивных нарушений и речевых расстройств ; факторы риска окружающей среды (например, материнская депрессия ) часто сочетаются с биологическими факторами - недоношенностью или интоксикацией свинцом .

Дискомфорт, усталость, застенчивость и противопоставление могут оказывать неблагоприятное влияние на результаты теста оценки развития. При подозрении на наличие таких факторов необходимо повторное исследование, излишняя отсрочка нецелесообразна. Прежде чем провозгласить, что ребенок "перерос проблему", следует в этом окончательно удостовериться.

Педиатры и родители могут беспокоиться по поводу неблагоприятных последствий задержки развития для ребенка. Однако данные скрининговых тестов не представляют собой диагнозы. В подобных случаях важнейшее значение приобретает последующее наблюдение за ребенком и выполнение соответствующих мероприятий. Гораздо важнее прогресс ребенка с течением времени, а не те или иные одномоментные заключения. В тяжелых случаях невозможно точно оценить развитие ребенка на первом этапе исследования; отношение к таким детям должно основываться на реалистичном оптимизме.

Смотрите также:

  • ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА