Отклонения от диаграммы физического развития и их интерпретация
В 2000 г. Центр по контролю заболеваемости опубликовал пересмотренные и усовершенствованные диаграммы физического развития. Новые диаграммы содержат данные пяти национальных исследований, выполненных с 1963 по 1994 г. Был проведен анализ, чтобы предоставить самые характерные демографические данные населения США, а также распространенность грудного вскармливания. Из диаграмм исключены сведения о новорожденных с малой массой тела, поскольку их физическое развитие существенно отличается от такового в общей популяции, а также самые последние данные о детях в возрасте 6 лет и старше, поскольку недавний прирост распространенности ожирения мог бы привести к чрезмерному завышению верхней границы нормы. Кроме того, были исправлены некоторые недостатки прежних диаграмм (например, доминирующее число грудных детей на искусственном вскармливании, а также излишнее доверие к местным данным диаграмм грудных детей). Более не существует разделения понятий длины тела и роста для новорожденных и детей более старшего возраста, а индекс z (см. " ОБЗОР И ОЦЕНКА ВАРИАБЕЛЬНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ "), рассчитываемый на основании этих кривых, теперь соответствует индексам, полученным с помощью стандартного программного обеспечения Центра по контролю заболеваемости. Более важно, что в новых стандартах представлены кривые индекса массы тела до 20 лет, что облегчает диагностику ожирения.
Важно понимать, что пересмотренные диаграммы не отражают оптимального физического развития, поскольку они все же учитывают данные детей, находящихся на естественном вскармливании. По сравнению с существующими стандартами дети исключительно на грудном вскармливании будут иметь большую массу тела в первые 6 мес. жизни, тогда как во вторые 6 мес. этот показатель окажется ниже. Эта информация позволит избежать гипердиагностики нарушений физического развития у детей на естественном вскармливании. ВОЗ разрабатывает диаграммы, применимые для оценки лишь тех детей, которые находятся исключительно на естественном вскармливании; эти диаграммы будут иметь статус международных стандартов для детей в возрасте до 5 лет.
Применение диаграмм при оценке физического развития подростков также требует осторожности. Рост в подростковом возрасте тесно связан с половым развитием, имеющим широкий возрастной диапазон. Используя перекрестные данные для конкретного хронологического возраста, диаграммы объединяют показатели подростков, находящихся на разных стадиях полового развития. Например, данные для 12-летних мальчиков объединяют таковые как представителей раннего полового развития, которые уже достигли максимальной скорости роста, так и мальчиков с поздним половым развитием, скорость роста которых пока аналогична детскому. Интегральный результат приводит к искусственному расширению периода максимального роста и его более плавному течению по сравнению с действительностью. Стандартные диаграммы могут свидетельствовать о недостаточном или избыточном физическом развитии, тогда как в действительности у ребенка имеет место лишь раннее или позднее полового развитие. При необходимости высокой точности результатов для оценки физического развития подростков используют диаграммы с пролонгированными данными. У детей грудного возраста показателем роста является длина теле, она определяется двумя исследователями, один из которых находится у головы, а другой - у ног ребенка, лежащего на спине рядом с мерной планкой. У детей старшего возраста измеряют рост с помощью ростомера. Техническое различие методов измерения приводит к небольшому уменьшению длины тела по мере перехода от диаграмм младшего возраста к таковым старшего. Данные по физическому развитию представл[ены в виде пяти стандартных диаграмм:
1) изменение массы тела в зависимости от возраста;
2) изменение роста и длины тела в зависимости от возраста;
3) изменение окружности головы в зависимости от возраста;
4) изменение массы тела в зависимости от роста и длины тела;
5) индекс массы гела.
Для мальчиков и девочек диаграммы различны ( рис. 11.1 и рис. 11.2 ). Существуют диаграм мы с указанием 3-го и 97-го процентилей.
Каждая диаграмма состоит из кривых 7 или 9 процентилей, отражая распределение массы, длины тела, роста и окружности головы в каждом возрасте. Кривые отражают процент детей заданного возраста по оси абсцисс, чье измеренное значение ниже соответствующего значения на оси ординат. К примеру, на диаграмме массы тела для мальчиков в возрасте 0-36 мес. ( рис. 11.1 , А) линия 9-го месяца пересекает кривую 25-го процентиля на значении 8,6 кг. Это свидетельствует, что 25% 9-месячных мальчиков в выборке Национального центра статистики здравоохранения имеют массу тела менее 8,6 кг, тогда как 75% - более. Таким обратом, 9-месячный мальчик с массой тела более 11,2 кг тяжелее 95% его сверстников.
Согласно определению, 50-й процентиль представляет собой 1 медиану - значение, которое выше (и ниже) полученного результата у 5 % обследованных детей. Этот термин также имеет название стандартного значения, например стандартный рост 7-месячной девочки составляет 67 см ( рис. 11.1 , В). Аналогичным образом построены диаграммы изменения массы тела в зависимости от роста ( рис. 11 2 ), но по оси абсцисс вместо возраста в них откладывают рост. В соответствии с диаграммой медиана, или стандартная масса тела, для девочки ростом 110 см составляет 18,6 кг.
Числовые данные, которые служат основой этих диаграмм, представлены в табл. 11.1 и табл. 11.2 . Использование диаграмм удобно, так как они позволяют оценить рост с течением времени. В США созданы специальные диаграммы для детей с различными заболеваниями, например с синдромом Дауна , синдромом Тернера , ахондроплазией .
Смотрите также: