Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда


В основе теории Фрейда лежит идея телесных (в широком понимании - сексуальных) стимулов. Направление стимулов изменяется по мере развития от этапа орального удовлетворения (сосание предметов в первый год жизни), анальных ощущений (задержка акта дефекации с последующим расслаблением анального сфинктера в возрасте 1-2 лет), эдиповых мотивов (стремление к родителям в дошкольные годы) до генитальных стимулов (в периоде полового развития и после него) ( табл. 7.2 ). На каждой стадии стремления ребенка могут противоречить правилам общества. К примеру, ребенок грудного возрасти желает продолжать естественное вскармливание, когда мать решает его прекратить, либо ребенок 1-2 лет принимает решение, что eму нравится создавать вокруг себя беспорядок. Эмоциональное состояние взрослого и ребенка зависит от адекватного разрешения таких конфликтов. Фрейд называет средний детский возраст периодом ожидания, когда сексуальное стремление сублимировгно на достижение социальных или внешних целей.

Идеи Фрейда встретили массу критики. Некоторые авторы, например, полагают, что способ приучения к горшку определяет индивидуальность и что средний детский возраст нельзя рассматривать как лишенный конфликтов. Кроме того, доказать эффективность психоаналитической терапии опытным путем достаточно сложно. Вместе с тем наследие Фрейда включает концепции, занимающие центральное место в понимании эмоционального развития: важность внутреннего мира ребенка, его сексуальности, нормальное существование эмоционального конфликта на протяжении детского возраста, а также возможность существования эмоциональных проблем, имеющих корни из детства.

Смотрите также:

  • Психоаналитическая теория Эрика Эриксона
  • Виды развития и теории эмоций и познания: введение
  • ВИДЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ И ПОЗНАНИЯ