Средний детский возраст: когнитивное и речевое развитие ребенка


Мышление детей, которые пошли в начальную школу, качественно отличается от мышления их товарищей младше на 1-2 года. Место магического, эгоцентрического мышления и познания, основанного на восприятии, у ребенка школьного возраста занимают правила на основе наблюдаемых явлений, одновременное восприятие нескольких точек зрения и интерпретация восприятия с позиций реалистических теорий физических законов. Переход к конкретным логическим действиям был подтвержден Пиаже в серии экспериментов с так называемой консервацией. Например, 5-летний ребенок, который смотрит на раскатывание шарика в длинную колбаску, может настаивать, что колбаска больше, поскольку длиннее. Ребенок 7 лет обычно отмечает, что шарик и колбаска должны весить одинаково, поскольку количество глины не изменилось и колбаска одновременно тоньше и длиннее, чем шарик. Скорость подобной реорганизации когнитивной функции зависит от условий, в которых находится ребенок. В процессе общения с братьями и сестрами маленькие дети часто воспринимают различные точки зрения задолго до того, как они проявят эту способность при обдумывании материального мира.

Школа привносит дополнительные потребности к когнитивному развитию. В обязанности начальной школы входит обеспечение эффективной одновременной работы большого числа процессов восприятия, когнитивной деятельности и речи ( табл. 13.1 ). Внимание и язык восприятия влияют друг на друга, равно как и на другие аспекты обучения. Одно действие не может выполняться, прежде чем не будет полностью усвоено, либо оно не может быть усвоено без соответствующего внимания. К 3-му классу ребенок должен уметь сохранять внимание на протяжении 45 мин.

Первые 2 года начальной школы посвящены обучению основным навыкам - чтению, письму, простейшим арифметическим действиям. К 3-4-му классу учебная npoграмма предполагает применение этих основных навыков для изучения более сложного материала. Цель прочтения параграфа заключается не в том, чтобы понять отдельные слова, а уяснить значение написанного, цель письма - не каллиграфия и не грамматика, а передача той или иной информации. Объем работы повышается вместе с ее сложностью. Дети могут соответствовать указанным требованиям лишь в том случае, если они усвоили основные навыки так, что их выполнение осуществляется автоматически. Дети, которые задумываются, как написать ту или иную букву либо вычислить пример из таблицы умножения, остаются среди неуспевающих.

Когнитивные способности взаимодействуют с широким диапазоном установочных и эмоциональных факторов, что и определяет успеваемость в целом. Ограниченный перечень этих факторов включает желание угодить взрослым, предрасположенность к сотрудничеству, соперничество, желание работать для отсроченной награды, веру в чьи-либо способности, способность на риск при отсутствии успеха. Успех предполагает успех, тогда как неудача подрывает способность ребенка принимать когнитигно- эмоциональный риск в будущем.

Интеллектуальная деятельность детей распространяется и за пределы школьных занятий. Начиная с 3-го или 4-го класса, дети все чаще играют в стратегические игры и игры со словами, которые тренируют когнитивные и языковые навыки. Многие дети достигают больших успехов в области своих любимых занятий (например, коллекционирование спортивной атрибутики или марок); другие становятся жадными читателями.

Роль родителей и педиатров Дети на когнитивной стадии конкретных логических операций способны понимать простые объяснения болезней и необходимого лечения; вместе с тем в стрессовой ситуации они могут возвращаться к иррациональному мышлению (впрочем, как и взрослые) Ребенок с пневмонией может объяснить, что сейчас в его легких идет борьба микробов с белыми клетками крови, однако втайне он способен придерживаться иного мнения, будто болезнь является его наказанием за неповиновение,

Нарушение поведения ребенка на уроке (например, возбуждение) требует дополнительного обследования. Среди возможных причин дефицит когнитивной, речевой функции или функции восприятия (неспособность к обучению), умственная отсталость, первичное нарушение внимания, нарушение внимания вследствие поглощенности эмоциями, депрессия, тревожность или любое хроническое заболевание. Часто причина нарушения поведения - комбинация нескольких проблем.

Действия врача в данном случае зависят от лежащих в основе проблем. Невнимательные дети с нарушением восприятия информации получат больше пользы ог речевой терапии, чем от назначения психостимуляторов. Аналогично этому психотерапия при первичном нарушении внимания часто нецелесообразна: гораздо эффективнее в данном случае медикаментозная терапия и изменение окружающей среды ребенка для снижения факторов, которые отвлекают внимание. Механическос оставление ребенка на 2-й год редко дает положительный эффект, но серьезно подрывает его самооценку. Лечебные меры, направленные на тренировку сильных сторон ребенка и его опыта вызывают положительный эффект, который распространяется на все сферы его развития. Образовательный подход с учетом разнообразных талантов детей, помимо традиционного чтения, письма и арифметики, позволяет добиться большего успеха в педагогике.

Смотрите также:

  • СРЕДНИЙ ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ (6-12 лет)