Хромосомные болезни: множественность поражения


Общим для всех форм хромосомных болезней является множественность поражения. Это черепно-лицевые дизморфии, врожденные пороки развития внутренних и наружних органов, замедленные внутреутробные и постнатальные рост и развитие, отставание психического развития, нарушение функций нервной, эндокринной и иммунной систем. При каждой форме хромосомных болезней наблюдается 30-80 различных отклонений от нормы, как бы перекрывающихся между формами. Ряд хромосомных болезней характеризуется лишь определенными сочетанием отклонений в развитии, а не специфическими пороками, что и используется в клинической и патологоанатомической диагностике.

Патогенез хромосомных болезней развертывается в раннем внутреутробном периоде и продолжается в постнатальном периоде. Множественные врожденные пороки развития как главное фенотипическое проявление хромосомных болезней формируется в раннем эмбриогенезе, поэтому к периоду постнатального онтогенеза все основные пороки развития уже имеются (кроме пороков развития половых органов). Раннее и множественное поражение систем организма объясняет некоторые общности клинической картины разных хромосомных болезней. Фенотипические проявления хромосомных аномалий, т.е. формирование клинической картины, зависит от следующих главных факторов:

1) индивидуальности вовлеченной в аномалию хромосомы или ее участка( специфический набор генов);

2) типа аномалии (трисомия, моносомия; полная, частичная);

3) размера недостающего (при делеции) или избыточного (при частичной

трисомии) материала;

4) степени мозаичности организма по абберантным клеткам ;

5) генотипа организма;

6) условий среды (внутреутробная или постнатальная).

Степень отклонений в развитии организма зависит от качественной и количественной характеристики унаследованной хромосомной аномалии. При исследовании клинических данных у человека полностью подтверждается доказанный у других видов факт относительно невысокой биологической ценности гетерохроматиновых районов хромосом. Полные трисомии у живорожденных наблюдаются только по тем аутосомам, которые богаты гетерохроматином (8; 9; 13; 18; 21). Также объясняется полисомия (до пентасомии ) по половым хромосомам, в которой Y- хромосома имеет мало генов, а добавочные X- хромосомы бывают гетерохроматинизированы. Клиническое сопоставление полных и мозаичных форм болезни показывает, что мозаичные формы протекают в среднем легче, что, по- видимому, объясняется присутствием нормальных клеток, частично компенсирующих генетический дисбаланс. В индивидуальном прогнозе тяжести течения заболевания прямая связь между соотношением аномальных и нормальных клонов не обнаруживается. По мере изучения фено- и кариотипических корреляций при разных протяженностях хромосомной мутации выясняется, что наиболее специфические для того или иного синдрома проявления обусловлены отклонениями в содержании сравнительно небольших сегментов хромосом. Дисбаланс по значительному объему хромосомного материала делает клиническую картину более неспецифичной. Так, специфические клинические симптомы болезни Дауна имеют место при трисомии по сигменту длинного плеча хромосомы 21q 22.1. Для развития синдрома кошачьего крика при делециях короткого плеча аутосомы 5 наиболее важным является средняя часть сегмента (5р15). Характерные черты синдрома Эдвардса связаны с трисомией сегмента хромосомы 18q11.

Смотрите также:

  • ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ: ПАТОГЕНЕЗ