Государственная поддержка противотуберкулезных мероприятий


Федеральный закон N86-ФЗ "Федеральный закон о лекарственных средствах" (Принят Государственной Думой 5 июня 1998 г., одобрен Советом Федерации 10 июня 1998 г., подписан Президентом России 22 июня 1998 г. (в ред. федеральных законов: от 02 января 2000 г. N5-ФЗ. от 30 декабря 2001 г. N196-ФЗ. от 10 января 2003 г. N15-ФЗ. от 30 июня 2003 г. N86-ФЗ. от 22 августа 2004 г. N122-ФЗ, ред. 29 декабря 2004 г.) создает правовую основу деятельности субъектов обращения лекарственных средств, устанавливает систему государственных органов, осуществляющих издание нормативных правовых актов, действия по контролю и надзору, оказание государственных услуг, правоприменительную практику в соответствии с настоящим Федеральным законом, распределяет полномочия органов исполнительной власти в сфере обращения лекарственных средств. Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств ежегодно утверждается распоряжением Правительства Российской Федерации (последнее - от 29 марта 2007 г. N376-р).

Новый этап борьбы с туберкулезом в России, заключающийся в возвращении к реальной государственной поддержке всех противотуберкулезных мероприятий в национальном масштабе, начался с принятия Федерального закона N77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (принят Государственной Думой 24 мая 2001 г., одобрен Советом Федерации 6 июня 2001 г., подписан Президентом России 18 июня 2001 г. (с изменениями от 22 августа 2004 г.). Закон устанавливает правовые основы осуществления государственной политики, направленной на предупреждение распространения туберкулеза в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В последовавшем Постановлении Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2001 г. N892 - О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" были утверждены:

- порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза:

- порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом;

- порядок ведения государственного статистического наблюдения, имеющего целью предупредить распространение туберкулеза.

Начавшееся в этот период коренное изменение государственного подхода к финансированию противотуберкулезных мероприятий, постоянное и полноценное финансирование на протяжении нескольких лет позволили восстановить единство противотуберкулезной службы и начать планомерное обновление нормативной и инструктивной базы борьбы с туберкулезом.

На основании федеральных законов и иных нормативных актов федеральным органом управления здравоохранения (вначале - Министерство здравоохранения Российской Федерации, затем - Министерство здравоохранения и социального развития) издан ряд приказов, служащих основанием для реализации различных направлений противотуберкулезных мероприятий. Последовательность их создания была определена проводимой модернизацией всех направлений противотуберкулезной работы: профилактики, выявления, диагностики, лечения и реабилитации больных.

Приказом Минздрава России N109 от 21 марта 2003 г. "О совершенствовании противотуберкулёзных мероприятий в Российской Федерации" утверждены инструкции по централизованному контролю за диспансерным наблюдением больных туберкулезом, по применению клинической классификации туберкулёза и МКБ-10, туберкулиновых проб, по вакцинации и ревакцинации против туберкулеза вакцинами БЦЖ и БЦЖ-М , по химиотерапии больных туберкулезом, организации диспансерного наблюдения, деятельности бактериологических лабораторий противотуберкулезных учреждений, по учету контингентов противотуберкулезных учреждений, унифицированным методам микроскопических и микробиологических исследований при выявлении, диагностике и лечении туберкулеза. Данным приказом также утверждены положения об организации деятельности дневного стационара в противотуберкулезных учреждениях и консультативно-диагностических и реабилитационных центров для детей с различными проявлениями туберкулезной инфекции, а также рекомендации по противоэпидемическим мероприятиям в очагах туберкулеза.

Широкий спектр вопросов, касающихся выявления и регистрации больных туберкулезом, мероприятий в очагах, организации и проведения плановой иммунизации населения против туберкулеза, гигиенического воспитания и обучения населения мерам профилактики туберкулеза освещен в Постановлении Минздрава России и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации * 62 от 22 апреля 2003 г. "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил "Профилактика туберкулеза" СП 3.1.1295-03.

В целях совершенствования системы эпидемиологического мониторинга туберкулеза, усиления контроля за лечением больных туберкулезом издан приказ Минздрава России N50 от 13 февраля 2004 г. "О введении в действие учётной и отчетной документации мониторинга туберкулеза". Данный документ повышает ответственность за лечение больных туберкулезом, вводя принцип квартального когортного анализа результатов лечения всех групп больных.

Естественно, что изменения законодательной базы, модернизация и реформирование российской медицины требуют постоянного обновления документов, регламентирующих стратегию и тактику противотуберкулезной работы. С этой целью издан приказ Минздравсоцразвития России N118 от 16 февраля 2007 г. "О создании рабочей группы по внесению изменений" в приказы Минздрава России от N109 21 марта 2003 г. "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации" и N50 от 13 февраля 2004 г. "О введении в действие учетной и отчетной документации мониторинга туберкулеза". Предложения по обновлению этих документов должны быть представлены к августу 2007 г.

Приказ Минздравсоцразвития России N690 от 2 октября 2006 г. "Об утверждении учетной документации по выявлению туберкулеза методом микроскопии" установил новые отчетные формы для повышения контроля за диагностикой туберкулеза в учреждениях общей лечебной сети.

Годовые формы федерального государственного статистического наблюдения, по которым в системе Минздравсоцразвития России осуществляются сбор и обработка данных (N8 "Сведения о заболеваниях активным туберкулезом" и N33 "Сведения о больных туберкулезом"), утверждены Постановлением Федеральной службы государственной статистики N80 от 11 ноября 2005 г. "Об утверждении статистического инструментария для организации Минздравсоцразвития России статистического наблюдения за заболеваемостью населения отдельными болезнями".

Следует упомянуть, что нарушение порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации влечет ответственность, установленную статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях N195-ФЗ от 30 декабря 2001 г., а также статьtй 3 Закона Российской Федерации N2761-1 от 13 мая 1992 г. "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности".

Для обеспечения экономических расчетов и планирования объемов медицинской помощи, в том числе и высокотехнологичной, изданы приказы Минздравсоцразвития России "Об утверждении стандартов медицинской помощи больным": N509 ( фиброзно-кавернозный туберкулез легких ), N511 ( цирротический туберкулез легких ), N512 ( туберкулема легких ), N513 ( туберкулезная эмпиема плевры ), N514 ( казеозная пневмония ), N515 ( кавернозный туберкулез легких ) от 11 августа 2005 г., N557 ( туберкулез позвоночника ), N572 ( туберкулез ) от 21 июля 2006 г. Особенности противотуберкулезной работы в пенитенциарной системе регулирует совместный приказ Минздравсоцразвития России и Минюста России N640/190 от 17 октября 2005 г. "О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу" (ст. 315-356).

Смотрите также:

  • НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ