Дислексия: этиология


На когнитивно-лингвистическом уровне дислексия отражает дефицит специфического компонента речевой системы - фонологического модуля, участвующего в произнесении звуков речи. В соответствии с этой моделью пациенты, страдающие дислексией, испытывают трудности в понимании того факта, что слова (как произносимые, так и написанные) могут быть сегментированы (разделены) на более мелкие элементарные единицы (звуки). Для чтения слов, обозначенных буквенными символами (как, например, в английском языке), необходима способность к установлению взаимосвязи между напечатанными буквенными символами и звуками. Существует множество доказательств того, что лингвистическая способность, связанная с обучением чтению, включает фонологию, а развитие дислексии предопределяет главным образом дефицит фонологического восприятия. Теория о том, что дислексия связана с дефицитом зрительных систем или дефицитом анализа зрительных и слуховых стимулов, не имеет достоверных доказательств (подтвержденных в исследованиях).

Дислексия может быть как семейной, так и наследственной. Отягощенность по дислексии в семейном анамнезе представляет один из наиболее важных факторов риска; она может развиваться примерно у 50% детей, если дислексией страдает один из родителей, а также у 50% сиблингов пациента с дислексией и может быть в 50% случаев у родителей, ребенок которых страдает дислексией. Генетические исследования, посвященные анализу групп сцепления, предполагают локализацию аномальных генов, отвечающих за формирование фонологического дефицита и последующее нарушение чтения, на хромосоме 1 , хромосоме 2 , хромосоме 6 и хромосоме 15 . Специфический механизм, посредством которого генетические факторы предрасполагают к развитию дислексии, неясен.

Результаты ряда нейробиологических исследований, включая посмертные патологоанатомические исследования, морфометрию головного мозга и диффузно-взвешенные изображения МРТ, позволяют предположить существование различий в височно-теменно-затылочных областях мозга у людей с дислексией по сравнению со здоровыми людьми. Результаты нейровизуализации головного мозга у детей и взрослых с дислексией указывают на функциональную недостаточность задних отделов левого полушария во время чтения в сочетании с повышением активации лобных областей . Эти данные показывают, что, в отличие от нормального функционирования и интеграции систем чтения у здоровых детей, у детей с дислексией выявляется нарушение функционирования систем чтения в задних отделах полушарий большого мозга и попытка компенсировать их за счет смещения активации к другим дополнительным системам (например, активация передних областей мозга, таких как нижняя лобная извилина , и некоторых зон правого полушария). Эти данные позволяют предположить, что у людей с дислексией изменение функционирования задних систем чтения лежит в основе нарушения развития навыков чтения; в то время как активация дополнительных систем мозга делает возможным точное, но не автоматическое чтение слов.

Смотрите также:

  • ДИСЛЕКСИЯ (СПЕЦИФИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО ЧТЕНИЯ)