Умственная отсталость: клинические проявления


Ранняя диагностика умственной отсталости способствует своевременному вмешательству, преследующему реальную цель, сблегчает родителям адаптацию к своеобразию ребенка, делает его более приемлемым для окружающих. Чтобы вмешательство было эффективным, важно уловить и выявить нарушения развития и провести их дифференциальную диагностику. В большинстве случаев внимание педиатра привлекают не аномальные результаты какого-либо массового исследования, а дизморфия , сопутствующие нарушения функций или отсутствие у ребенка навыков, которые он по возрасту должен иметь . Специфических соматических проявлений умственной отсталости не существует, но педиатр обращает внимание на дизморфию прежде всего. Она может быть компонентом какого-то наследственного синдрома, например синдрома Дауна , или изолированным симптомом, как при микроцефалии . Нарушения функций обусловлены неврологическими расстройствами , которые при умственной отсталости наблюдаются чаще, чем среди населения в целом. Пример тому - сочетание церебрального паралича и аутизма . Однако чаще всего предположение об умственной отсталости возникает тогдаа, когда становится ясным, что ребенок не достигает уровня развития, характерного для его возраста, и отстает от сверстников. В первые месяцы жизни настораживает отсутствие реакции на зрительные и слуховые стимулы , мышечная дистония , необычная поза , трудности при вскармливании , в 6-18 мес. - отсутствие двигательных навыков (ребенок не садится, не ползает, не ходит). После 18 мес. опасение у родителей вызывают задержка развития речи и необычное поведение ( табл. 24.3 ). Рано диагностируются тяжелые поражения ЦНС , в то время как умственная отсталость обычно выявляется только к 3 годам.

Смотрите также:

  • УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (MR)