Умственная отсталость: этиология


Существует два частично соприкасающихся типа умственной отсталости: легкая умственная отсталость, обусловленная внешними влияниями, и тяжелая умственная отсталость, имеющая биологические причины. Легкая умственная отсталость у детей, матери которых не имеют полного среднего образования, встречается в 4 раза чаще, чем у детей матерей, окончивших среднюю школу. По-видимому, это объясняется как генетическими ( наследственная недостаточность когнитивных функций ), так и социально-экономическими (бедность, недостаточное питание ) факторами Однако определить причину легкой умственной отсталости в настоящее время удается менее чем в 50% случаев.

Среди основных биологических причин легкой умственной отсталости наследственные синдромы с множественными мелкими врожденными аномалиями , неблагоприятные условия внутритробного развития , в том числе наркомания у беременных , перинатальные поражения , аномалии половых хромосом . Нередки семейные случаи.

Тяжелая умственная отсталость более чем в 3/4 случаев имеет биологические причины, в основном пренатальные ( табл. 24.2 ). Как правило, чем раньше наступило нарушение, тем тяжелее его последствия. Это согласуется с тем, что среди причин тяжелой умственной отсталости преобладают нарушения эмбриогенеза на ранних стадиях, в том числе хромосомные ( синдром Дауна ) и генетические аномалии ( синдром ломкой Х-хромосомы ), пороки развития головного мозга , врожденные метаболические расстройства и дегенеративные заболевания ЦНС ( мукополисахаридоз ).

Смотрите также:

  • УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (MR)