Умственная отсталость: лечение


Умственная отсталость сама по себе неизлечима, но ей нередко сопутствуют расстройства, поддающиеся лечению при ранней диагностике. Хотя в большинстве случаев умственной отсталости поведенческие и эмоциональные расстройства отсутствуют, их частота у умственно отсталых значительно выше, чем у детей с нормальным интеллектом. Эти расстройства нередко делают необходимым помещение умственно отсталого ребенка в специализированное учреждение для постоянного пребывания, сужают возможности трудоустройства и социальной адаптации.

Диагностика некоторых поведенческих и эмоциональные расстройств при выраженной умственной отсталости затруднена из-за ограниченных возможностей больных к пониманию, общению, интерпретации и обобщению. Некоторые расстройства умственная отсталость маскирует. Например, диагностировать СГДВ при умеренной и тяжелой умственной отсталости удается только в случаях его яркой выраженности. Весьма трудно понять характер расстройств мышления при аутизме . Наконец, некоторые поведенческие расстройства (самостимулирующее, самоповреждающее и стереотипное поведение) свойственны только умственной отсталости.

Большинство психических расстройств имеет в своей основе биологические причины и поддается медикаментозному лечению, однако поведенческие расстройства нередко возникают вследствие несоответствия возможностей ребенка требованиям ситуации, сопутствующих органических нарушений и/или тяжелой обстановки в семье. Иногда отклонения поведения представляют собой попытки ребенка общаться, добиваться внимания, избежать неудовлетворенности. В оценке поведения следует исходить из того, насколько оно соответствует умственному, а не хронологическому возрасту ребенка. В некоторых случаях улучшить поведение помогает изменение обстановки, например создание для него более подходящих условий учебы. В определенных ситуациях полезны поведенческая терапия или психотропные лекарственные средства.

На основные симптомы умственной отсталости медикаментозное лечение не влияет. Ни один лекарственный препарат не способен повысить интеллект, но медикаментозное лечение бывает полезно при сопутствующих поведенческих и эмоциональных нарушениях. Обычно применяют препараты, направленные против того или иного симптомокомплекса - СГДВ , самоповреждающего поведения , агрессивности , тревоги , депрессии . Прежде чем назначать психотропный препарат на длительное время, следует провести пробный короткий курс. Даже если он эффективен, следует не реже 1 раза в год оценивать целесообразность продолжения его применения.

Поддержка и лечение. Каждому умственно отсталому ребенку необходим постоянно наблюдающий педиатр, способный ответить на все интересующие родителей вопросы, помочь им координировать усилия, обсудить с ними их опасения. В задачи педиатра входит предотвращение умственной отсталости, ранняя диагностика ее и сопутствующих расстройств, координация усилий специалистов, первичная медицинская помощь, поддержка родителей ребенка. Эти задачи решаются путем лечения соматических расстройств, обучения, мер, направленных на социализацию, организации досуга, лечения поведенческих и других сопутствующих расстройств, поддержки родителей и других членов семьи.

Первичная медицинская помощь. Первичная помощь умственно отсталому ребенку включает:

1) помощь, которую получают все дети того же возраста;

2) профилактические рекомендации, необходимые в тех или иных ситуациях (в отношении питания, опорожнения кишечника, организации школьного обучения, предупреждения несчастных случаев, полового воспитания);

3) аспекты, связанные с умственной отсталостью и ее причиной (например, наблюдение за целостью зубов при скрежетании ими во сне , исследование функции щитовидной железы при синдромe Дауна , проверка зрения и слуха во всех случаях).

Американская академия педиатрии опубликовала серию рекомендаций по ведению больных рядом наследственных заболеваний, которые сопровождаются умственной отсталостью ( синдром Дауна , синдром ломкой Х-хромосомы , синдром Вильямса ). Цели и планы могут быть скорректированы, для чего иногда нужна дополнительная информация. Дополнительные исследования могут потребоваться и для уточнения причин умственной огсталости. Психологическое тестирование и оценку результатов обучения проводят периодически.

Междисциплинарное ведение. В задачи педиатра входит организация консультаций специалистов и координация их усилий при лечении. В числе этих специалистов психолог, логопед, физиотерапевт, специалист по трудотерапии, аудиолог, специалист по питанию, патронажная сестра, социальный работник, врачи узких специальностей - невролог, генетик, психиатр, иногда хирурги разного профиля. Не менее важно поддерживать контакт со специалистами по реабилитации в раннем возрасте и школьными учителями. Планирование и направление усилий семьи с учетом личностных особенностей ее членов и принадлежности к определенному культурному укладу - неотъемлемая часть ведения peбенка с умественной отсталостью. Больных старшего возраста привлекают, насколько возможно, к планированию этих усилий и принятию решений.

Смотрите также:

  • УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (MR)