Умственная отсталость: эпидемиология


Распространенность умственной отсталости зависит от диагностических критериев, методов выявления, группы населения. По данным статистики, опирающейся на критерии Американской психиатрической ассоциации, умственной отсталостью стралают 2,5% населения. В 85% случаев она не превышает легкой степени. В 1997-1993 гг. помощь в рамках программ поддержки школьного обучения умственно отсталых получало в США 600 тыс. детей, т.е. приблизительно 1,1% всех детей школьного возраста. Разница между реальным количествсм умственно отсталых школьников и тем, которого можно было ожидать на основании приведенных выше статистических данных, объясняется гиподиагностикой легкой умственной отсталости . Ее причины:

1) трудности определения последней по сравнению с более тяжелыми формами;

2) тем, что врачи и психологи "толкуют сомнения в пользу ребенка", т.е. не спешат выставлять диагноз, и

3) недостаточной чувствительностью некоторых стандартных диагностических критериев (например, 4-й редакции теста Станфорда-Бине) в определении легкой умственной отсталости у детей раннего возраста.

Кроме того, в этой возрастной группе недостаточность познавательных функций не всегда сопровождается отставанием адаптивного поведения , поэтому умственная отсталость выявляется в более позднем возрасте, вплоть до 9 лет.

Классификация aAMR указывает более высокий порог нормы IQ (79-75), что отражает стандартную ошибку определения и приводит к двукратному увеличению распространенности умственной отсталости.

Умственная отсталость в ряде случаев сочетается с другими расстройствами (например, аутизмом или церебральным параличом ) и отдельно не регистрируется.

Возможно, программы общественного здравоохранения занижают число нуждающихся в поддержке по поводу легкой умственной отсталости детей.

В отличие от распространенности легкой умственной отсталости распространенность тяжелой умственной отсталости с 40-х годов XX в. почти не менялась, составляя 0,3-0,5% населения. Большинство ее случаев обусловлено наследственными аномалиями или пороками развития мозга, которые невозможно ни предвидеть, ни устранить. Уменьшение числа ее случаев благодаря достижениям здравоохранения компенсируется новыми за счет других причин. Так, пренатальная диагностика снизила распространенность синдрома Дауна , ранняя диагностика и терапия - распространенность умственной отсталости в связи с фенилкетонурией и гипотиреозом , но одновременно увеличилась распространенность среди беременных наркомании , приводящей к поражению плода, и выживаемость недоношенных с экстремально низкой массой тела, которому часто сопутствует перинатальное поражение головного мозга .

Умственная отсталость у мальчиков встречается чаще, чем у девочек (при легкой отношение составляет 2:1, при тяжелой - 1,5:1), возможно, потому, что нередко связана с аномалиями X-хромосомы и наиболее яркой из них - синдромом ломкой Х-хромосомы .