Наследственные трансмиссивные губкообразные энцефалопатии человека


С момента открытия гена PRNP стало возможным молекулярно- генетическое изучение наследственных трансмиссивных губкообразных энцефалопатий (ТГЭ) человека. Вместе с инфекционной формой они составляют не более 10-15% всех зарегистрированных случаев ТГЭ.

К настоящему времени зафиксировано более 20 мутаций PRNP, достоверно связанных с прионными заболеваниями ( рис. 2.63 ). Как правило, это единичные замены аминокислот в полипептидной цепи PrPC . Обозначается это следующим образом: слева от номера кодона пишется название аминокислоты в норме, а справа - название той, на которую произошла замена.

Кроме точечных мутаций, при наследственных ТГЭ зафиксировано от 2 до 9 вставок 4-членных повторов аминокислот на N-конце PrPC ( рис. 2.63 ). Предположительно, мутации в гене PRNP вызывают или способствуют вместе с неизвестными кофакторами конверсии PrPC в PrPsc .

При ТГЭ полиморфизм (гомо- и гетерозиготность) в кодоне 129, кодирующем метионин (М) , либо валин (V),  может влиять на восприимчивость к инфекционным прионным болезням, на фенотипические особенности наследственных форм, а также на вероятность возникновения сБКЯ (cпорадической болезни Крейтцфельдта-Якоба). Например, генотип PRNPD178N-129M ассоциируется с фенотипом НСБ (наследственной смертельной бессоницей), а генотип PRNPD178N-129V - с фенотипом одной из форм нБКЯ (наследственной болезни Крейтцфельдта-Якоба).

Смотрите также:

  • ПРИОННЫЕ ИНФЕКЦИИ